Межрегиональное объединение избирателей

Титульный лист

Последние новости
ТЕКУЩИЙ АРХИВ МОИ
Законы о выборахСсылки, которые мы читаем

Rambler's Top100

Пояснительная записка к уточненной редакции проекта Регламента МГИК, предложенному Бузиным

 

Уважаемые члены комиссии!

 

Как я уже подчеркивал на предыдущем заседании МГИК, с моей точки зрения, вынесение на рассмотрение комиссии двух проектов Регламента, не обусловлено ничем, кроме тактических соображений. Было бы совершенно естественно предварительно поработать в проектами решений в рабочей группе. Скорее всего, это позволило бы найти компромисс по многим вопросам и выявить те положения, по которым у руководства комиссии и у меня имеются принципиально различные мнения. Последние можно было бы вынести на заседение комиссии, чтобы демократично отклонить все мои предложения. Даже в этом случае принимаемый документ получился бы более качественным, и главное, полезным. Кроме того, этот путь сэкономил бы ваше время.

За время, прошедшее с момента подачи мною поекта (с 17 февраля 2003г.) “проект Руководства” (дадим ему такое название) был усовершенствован. Мой же проект был представлен вам в том виде, в котором он существовал 17 февраля, несмотря на то, что в него также были внесены значительные изменения. Однако, вы получили старый вариант. Учитывая предоставленную мне комиссией возможность представить вашему вниманию внесенные в мой проект изменения, направляю в установленные по предложению А.В.Петрова сроки (два дня), внесенные в мой проект изменения (Приложение 1). С целью экономии государственных средств, я не стал просить руководство Комиссии представить вам целиком мой уточненный проект, хотя это упростило бы восприятие текста проекта. Замечу также, что в том же оформлении (размер шрифта, гарнитура, параметры абзацев) мой проект занимает 22 страницы. Для удобства ознакомления с проектом представляю вам оглавление моего проекта в формате, соответствующем формату “проекта Руководства” (Приложение 2).

 

После ознакомления с “проектом Руководства” могу также выразить свою личную точку зрения, касающуюся сравнения проектов.

По качеству текста проекты относятся к принципиально различным категориям; разница, с моей точки зрения, приблизительно такая же, как между средней курсовой работой и средней кандидатской диссертацией. Действительно:

·        “проект Руководства” на 25% состоит из цитирования норм других законов, а иногда, вместо такого цитирования, содержит ссылки (это без надобности увеличивает объем документа, а также затрудняет правоприменение);

·        многие положения проекта являются бессодержательными, то есть их присутствие в проекте не устанавливает какие-либо новые юридические нормы, а изъятие этих положений никак не повлияет на правоотношения (примеры: абз.2 ст.4, абз.2 ст.6, ст.45 и др.);

·        очень многие положения проекта сформулированы заведомо нечетко или неполно, порождают правовые неопределенности, приводящие, как известно, в лучшем случае, к неправовому регулированию;

·        многие положения проекта представляют собой неполные цитаты из законов, что породит ненужные споры (например, абз.3 ст.31)

·        использованная терминология и формулировки в некоторых случаях не являются юридически корректными, а в некоторых случаях -  не являются общепринятыми с точки зрения русского языка;

·        проект содержит нормы противоречащие действующему законодательству (например, абз.1 ст.11);

 

По содержанию “проекта Руководства” считаю: он не содержит важнейших положений, которые должны быть в Регламенте, заведомо плохо описывает процедуры обсуждения и принятия решений, проведения заседаний. Вместо положений, которые могли бы уточнить нерегламентированные законом принципы деятельности МГИК (например, трудовая деятельность должностных лиц Комиссии, уточнение прав и обязанностей членов комиссии), “проект Руководства” содержит либо избыточное цитирование существующих законов, либо, неполноценные, а реально – плохо работающие, нормы.

 

В моем проекте, как мне представляется, в отличие от “проекта Руководства” соблюдены основные требования полноценного юридического акта: непротиворечивость, полнота и отсутствие повторений действующего законодательства.

 

А.Бузин, 30 марта 2003г.

 

Приложение 1
Изменения, внесенные в проект Бузина
 
Пункт
Изменение
1.3.1
Слова «реализующим конституционные избирательные права граждан» заменены словами «обеспечивающим реализацию и защиту избирательных прав граждан».
1.3.6
Изъято второе предложение.
1.4
Слово «противное» заменено на слово «иное».
2.4.1
Изъяты слова «, не считая выходных и праздничных дней».
3.3.10
После второго абзаца добавлен абзац «В случае, если не состоялось избрание Председателя Комиссии, исполняющий обязанности Председателя Комиссии обязан сообщить об этом не позднее чем через один день после первого заседания Комиссии в Центральную избирательную комиссию Российской Федерации.»
4.1
В конце статьи изъяты слова «Документы, направленные »
6.1.1
Часть пункта, начиная со слов «регулируется трудовым…» заменена словами «регулируется трудовым и административным законодательством Российской Федерации, законами города Москвы «О Московской городской избирательной комиссии», настоящим Регламентом.»
 

 

 

 

Приложение 2

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

....................................................................................................

Глава 1. Общие положения............................................... 1

Статья 1.1.  Предмет регулирования............................ 1

Статья 1.2. Термины, используемые в настоящем Регламенте  1

Статья 1.3. Принципы деятельности Комиссии.......... 2

Статья 1.4. Исчисление сроков...................................... 2

Статья 1.5. Ответственность за неисполнение настоящего Регламента.................................................................................................... 3

Глава 2. Заседания Комиссии.......................................... 3

Статья 2.1. Присутствие члена Комиссии на заседании. 3

Правомочность заседания Комиссии.............................. 3

Статья 2.2. Первое заседание комиссии........................ 3

Статья 2.3. Зал заседаний Комиссии............................. 4

Статья 2.4. Подготовка к заседанию Комиссии.......... 4

Статья 2.5 Порядок доступа на заседании Комиссии. 4

Статья 2.6. Порядок на заседании Комиссии............... 5

Статья 2.7. Протокол заседания Комиссии................. 6

Статья 2.8. Аудио- и видеозапись на заседании Комиссии         7

Глава 3. Голосования и решения Комиссии.................. 7

Статья 3.1 Голосование................................................. 7

Статья 3.2 Решения Комиссии....................................... 9

Статья 3.3. Процедура принятия Решений об избрании Председателя, заместителя Председателя и секретаря............................... 10

комиссии......................................................................... 10

Глава 4. Порядок работы с входящими и исходящими документами Комиссии.................................................................................... 12

Статья 4.1 Регистрация входящих и исходящих документов Комиссии.................................................................................................. 12

Статья 4.2 Порядок работы с обращениями о нарушении закона     12

Глава 5. Документы, библиотека и атрибуты Комиссии 13

Статья 5.1 Документы Комиссии................................ 13

Статья 5.2 Порядок ознакомления с Документами.... 14

Комиссии и получения их копий..................................... 14

Статья 5.3 Библиотека Комиссии............................... 15

Статья 5.4 Атрибуты Комиссии................................ 15

Глава 6. Порядок осуществления полномочий Комиссии вне заседаний Комиссии.................................................................................... 16

Статья 6.1 Законодательная основа трудовой деятельности членов Комиссии.................................................................................. 16

Статья 6.2 Полномочия и обязанности должностных лиц Комиссии 16

Статья 6.3 Порядок работы Председателя Комиссии 16

Статья 6.4 Порядок работы заместителя Председателя Комиссии 17

Статья 6.5 Порядок работы секретаря Комиссии.... 17

Статья 6.6 Секретарь должностных лиц Комиссии. 17

Статья 6.7 Представительство Комиссии в суде...... 17

Глава 7. Органы Комиссии............................................. 17

Статья 7.1 Общие положения..................................... 17

Статья 7.2 Аппарат Комиссии................................... 18

Статья 7.3 Контрольно-ревизионная служба Комиссии 18

Статья 7.4 Рабочие группы Комиссии........................ 19

Глава 8. Финансовое обеспечение Комиссии.............. 20

Статья 8.1 Финансирование Комиссии и распоряжение банковскими счетами Комиссии................................................................... 20

Статья 8.2 Денежное вознаграждение сотрудников Аппарата, членов Комиссии, работающих в ней на постоянной основе и по трудовым соглашениям.................................................................................................. 20

Статья 8.3 Дополнительное денежное вознаграждение членов за работу в Комиссии в период выборов.................................................... 20

Статья 8.4 Финансовый отчет о деятельности Комиссии       20

Глава 9. Информирование граждан о деятельности Комиссии  21

Статья 9.1 Источники информирования.................... 21

Статья 9.2 Официальная информация Комиссии...... 21

Статья 9.3 Официальные печатные издания Комиссии 21

Статья 9.4 Интернет-сайт Комиссии........................ 21

Глава 10. Заключительные положения......................... 22

Статья 10.1 Порядок принятия Регламента и внесения в него изменений.................................................................................................. 22

Статья 10.2 Порядок введения Регламента в действие 22

 


 

«Регламент – …нормативный правовой акт,

посвященный порядку осуществления полномочий и процедуре деятельности органа государственной власти…»

«Конституционное право. Энциклопедический словарь» под ред.С.А.Авакьяна

Пояснительная записка

к проекту Регламента МГИК

(предложенному А.Бузиным)

 

1. Исходя из определения, вынесенного в эпиграф пояснительной записки, мы заложили в проект Регламента лишь те нормы, которые устанавливают «внутренние» правила функционирования МГИК. Таким образом, Регламент не затрагивает вопросы формирования МГИК, полномочий МГИК, ее взаимодействия с другими субъектами права. Тем не менее, в проект включены некоторые нормы, касающиеся статуса МГИК и ее устройства (ст.1.3). Эти положения, несомненно, должны были бы быть в Законе о МГИК, но они там не присутствуют, как не присутствуют они и в проекте нового закона о МГИК.

Проект регламентирует:

а) Взаимодействия членов МГИК между собой и с сотрудниками аппарата;

б) Процедуры заседаний, голосований, принятия решений, получения и распространения информации;

в) Некоторые аспекты трудовой деятельности членов МГИК, работающих в ней на постоянной основе;

г) Документооборот Комиссии;

д) Статус и процедуры формирования и деятельности органов Комиссии.

 

2. В проекте мы стремились избежать повторения правовых норм, которые уже имеются в федеральных или московских законах. Такие повторения, характерные, кстати, для московских законов (например, для закона о МГИК) необоснованно утяжеляют законодательство и затрудняют правоприменение. Такими повторениями изобилует действующий Регламент МГИК. Многие пункты из «Проекта структуры Регламента МГИК», принятого на заседании МГИК в ноябре 2002г., в действительности не должны входить в Регламент, поскольку касаются не «внутренних» процедур, а «внешних», описаны в законах и не требуют дополнений  (например: «полномочия Комиссии» (есть в нескольких законах), «порядок опубликования решений и иных актов Комиссии. Печатные органы Комиссии» (в законе о МГИК), «сроки проведения первого заседания» (есть в нескольких законах) и т.д.).

С другой стороны, те процедуры деятельности МГИК, которые упоминаются в законах, но не прописаны там достаточно четко, должны быть уточнены в Регламенте.

 

3. Основные принципы, которыми мы руководствовались при написании Регламента:

3.1 МГИК является государственным органом, то есть органом, содержащимся на средства граждан и обязанным осуществлять ОБСЛУЖИВАНИЕ граждан, удовлетворяя определенные их интересы и реализуя их конституционные права, в нашем случае – удовлетворяя интерес граждан удовлетворять другие интересы посредством представительства в органах власти и реализуя избирательные права в широком смысле слова;

3.2 Максимальная открытость и гласность в работе Комиссии;

3.3 Максимальная степень коллегиальности;

3.4 Строгое соблюдение законности как в смысле непротиворечивости Регламента законодательству, так и в смысле уточнения процедур с целью сокращения возможностей неправовых действий со стороны Комиссии, ее членов и сотрудников аппарата;

3.5 Внутренняя непротиворечивость положений Регламента;

3.6 Отсутствие повторений, как внутренних, так и внешних;

3.7 Лаконичность и ясность формулировок.

 

4.       Некоторые положения проекта Регламента для лучшего понимания снабжены комментариями, данными в сносках. Естественно, что сноски не должны войти в Регламент.

 

5.       Создание любого правового акта требует усилий по крайней мере нескольких человек, обладающих различным опытом и квалификацией. Мы в полной мере осознаем, что предлагаемый проект не свободен от недостатков, требует обсуждения и внесения изменений. Тем не менее, формулировки неоднократно обдуманы и проверены на непротиворечивость.

 

А.Бузин 

17 февраля 2003


 

РЕГЛАМЕНТ

Московской городской избирательной комиссии

 

Глава 1. Общие положения

Статья 1.1.  Предмет регулирования

Настоящий Регламент определяет порядок деятельности, правила и процедуры работы Московской городской избирательной комиссии (далее - Комис­сия), ее членов и сотрудников аппарата, в части, не урегулированной конституционными федеральными законами, федеральными законами, законами города Москвы и Постановлениями  Центральной избирательной Комиссии Российской Федерации.

В случае, если какое-либо положение данного Регламента противоречит действующему нормативному акту, указанному в первом абзаце данной статьи, то действуют соответствующие положения данного нормативного акта.

Статья 1.2. Термины, используемые в настоящем Регламенте

- голосование – выявление мнения членов Комиссии с правом решающего голоса путем явной или косвенной подачи мнения о сформулированном утверждении в одной из трех форм («За», «Против», «Воздержался»);

- документы Комиссии - документы и материалы непосредственно связанные с выборами, референдумом и находящиеся в помещениях Комиссии и/или являющиеся входящими или исходящими документами Комиссии;

- документы Комиссии входящие - рукописные или печатные материалы, направленные на имя Комиссии или ее должностных лиц;

- документы Комиссии исходящие - рукописные или печатные материалы, подписанные должностными лицами Комиссии и заверенные печатью Комиссии и адресованные (отправленные) определенному[1] кругу лиц;

- должностные лица Комиссии – Председатель, заместитель Председателя и секретарь Комиссии;

- заседание комиссии – собрание членов Комиссии, созванное в порядке, предусмотренном действующим законодательством;

- Комиссия – Московская городская избирательная комиссия, образованная и действующая на основании Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", Законов города Москвы «О выборах в органы государственной власти и органы местного самоуправления в городе Москве»[2] и «О Московской городской избирательной комиссии, других федеральных законов и законов города Москвы;

- официально установленное время работы комиссии – установленная Решением Комиссии совокупность моментов времени, определяющих начало и конец временных интервалов, в течение которых должностные лица Комиссии или другие лица по их поручению обязаны присутствовать в помещениях Комиссии и осуществлять оперативный прием материалов, поступающих в Комиссию, а также обеспечивать физических и юридических лиц информацией в пределах прав, предоставленных этим лицам действующим законодательством;

- помещения Комиссии – здания и помещения, предоставленные Комиссии соответствующим юридическим актом на срок полномочий Комиссии;

- Решение Комиссии – утверждение (группа утверждений), принятое путем голосования присутствующих на заседании членов Комиссии с правом решающего голоса и содержащееся в Протоколе заседания Комиссии с указанием количества голосов, поданных за данное Решение;

- член Комиссии – член Комиссии с правом совещательного или с правом решающего голоса, в том числе должностные лица Комиссии.

Статья 1.3. Принципы деятельности Комиссии

1.3.1 Комиссия является специальным органом государственной власти города Москвы, обеспечивающим реализацию и защиту избирательных прав граждан Российской Федерации на выборах и референдумах, проводящихся на территории города Москвы. 

1.3.2 Комиссия состоит из членов, назначаемых в соответствии с действующим законодательством, имеет собственный аппарат сотрудников и финансируется из федерального и московского бюджетов.

1.3.3 Комиссия осуществляет свою деятельность на основе открытости, гласности и коллегиальности, в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и города Москвы.

Комиссия осуществляет свою деятельность на заседаниях Комиссии, в которых равноправное участие принимают члены Комиссии с правом решающего и с правом совещательного голоса, а также, в периоды между заседаниями, – в форме деятельности членов Комиссии и ее аппарата по исполнению полномочий, возложенных на Комиссию действующим законодательством.

1.3.4 Комиссия принимает правовые акты в виде Решений Комиссии. Решения комиссии принимаются исключительно на заседаниях Комиссии. Решения Комиссии принимаются равноправным голосованием членов Комиссии с правом решающего голоса в порядке предусмотренном действующим законодательством и настоящим Регламентом.

1.3.5 Часть членов Комиссии с правом решающего голоса, работают в ней на постоянной основе (являются штатными сотрудниками комиссии); в этом случае они замещают государственные должности города Москвы.

Должностные лица Комиссии являются штатными сотрудниками Комиссии.

Члены Комиссии могут работать в ней по трудовому соглашению и с временным освобождением от основной работы. 

1.3.6 Аппарат Комиссии состоит из государственных служащих города Москвы.

1.3.7 Члены комиссии и сотрудники ее аппарата осуществляют свою деятельность в пределах предоставленных им прав и обязанностей, установленных федеральными законами, законами города Москвы, Постановлениями Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, решениями Комиссии, настоящим Регламентом, а также распоряжениями Председателя Комиссии, не противоречащими действующему законодательству.

1.3.8 Комиссия осуществляет свою деятельность на основе годовых планов, принимаемых Решениями Комиссии. Годовой план включает в себя примерное расписание рассмотрения вопросов на заседаниях Комиссии, примерный календарный план мероприятий Комиссии, в частности, сроки  разработки нормативных актов, а также фамилии ответственных за исполнение пунктов плана лиц.

Статья 1.4. Исчисление сроков

В настоящем Регламенте сроки, как правило, указываются в днях, которые эквивалентны интервалу времени равному 24 часам. При этом указываемые сроки не включают в себя выходные и праздничные дни, если специально не оговорено иное.

Статья 1.5. Ответственность за неисполнение настоящего Регламента

1.5.1 Неисполнение настоящего Регламента со стороны Председателя Комиссии или Комиссии в целом может повлечь за собой рассмотрение Комиссией вопроса об освобождении от должности Председателя Комиссии.

1.5.2 Неисполнение настоящего Регламента со стороны заместителя Председателя, секретаря Комиссии, члена  Комиссии, работающего в ней на постоянной основе, может повлечь за собой рассмотрение Комиссией вопроса об их освобождении от должности.

1.5.3 Неисполнение настоящего Регламента со стороны члена Комиссии с правом решающего голоса может повлечь за собой обращение Комиссии в суд с заявлением о выводе данного члена из состава Комиссии.

1.5.4 Неисполнение настоящего Регламента со стороны члена Комиссии с правом совещательного голоса может повлечь за собой обращение Комиссии к избирательному объединению, избирательному блоку, кандидату, назначившему в Комиссию данного члена Комиссии с требованием о выводе данного члена из состава Комиссии.

1.5.5 Неисполнение настоящего Регламента со стороны сотрудника аппарата Комиссии может повлечь за собой наложение дисциплинарного взыскания в соответствии с действующим законодательством.

1.5.6 Неисполнение настоящего Регламента со стороны лиц, присутствующих на заседании Комиссии, может повлечь за собой удаление их с заседания по Решению Комиссии.

Глава 2. Заседания Комиссии

Статья 2.1. Присутствие члена Комиссии на заседании. Правомочность заседания Комиссии

2.1.1 Присутствие члена Комиссии на заседании определяется его нахождением в помещении, в котором происходит заседание Комиссии. В Кратком протоколе заседания Комиссии указываются все присутствовавшие любой период времени на данном заседании  Комиссии. Время прибытия на заседание члена Комиссии с правом решающего голоса указывается в Кратком протоколе заседания в том случае, если это прибытие произошло после открытия заседания. Время убытия с заседания члена Комиссии с правом решающего голоса указывается в Кратком протоколе заседания в том случае, если это убытие произошло до закрытия заседания.

2.1.2 Комиссия может принимать Решение Комиссии только в том случае, если в момент голосования по этому Решению на заседании присутствует не менее восьми[3] членов Комиссии с правом решающего голоса.

Статья 2.2. Первое заседание комиссии

2.2.1 Первое заседание комиссии созывается Председателем Комиссии предыдущего состава или лицом его замещающим. В случае, если первое заседание комиссии не созвано в срок, определенный действующим законодательством, то первое заседание может быть созвано группой не менее чем из трех членов комиссии с правом решающего голоса.

Созыв первого заседания заключается в обеспечении помещения для первого заседания и оповещении всех членов Комиссии о дате, времени и повестке дня первого заседания. 

2.2.2 Повестка дня первого заседания включает только вопросы об избрании Председателя, заместителя Председателя и секретаря Комиссии и раздел «Разное». Избрание Председателя, заместителя Председателя и секретаря Комиссии осуществляется в соответствии со статьей 3.3 настоящего Регламента.

2.2.3 Открывает первое заседание старейший по возрасту член Комиссии с правом решающего голоса. Он представляет всех членов Комиссии и проводит голосование по назначению лица[4], организующего голосование по избранию Председателя, заместителя Председателя и секретаря Комиссии в соответствии со статьей 3.3 настоящего Регламента.

2.2.4 Старейший по возрасту член комиссии с правом решающего голоса председательствует на первом заседании до момента избрания Председателя Комиссии. После избрания Председателя Комиссии права Председательствующего на заседании передаются Председателю Комиссии.

Статья 2.3. Зал заседаний Комиссии

Заседания Комиссии проводятся, как правило, в зале заседаний. Зал заседаний Комиссии должен быть оборудован таким образом, чтобы обеспечить рабочее место (стол, стул) для всех членов Комиссии и сотрудников Аппарата Комиссии, обеспечивающим работу заседания, а также сидячие места (стул) для остальных лиц, присутствующих на заседании Комиссии.

В случае необходимости заседания Комиссии могут проводиться в других помещениях, а также вне помещений.

Статья 2.4. Подготовка к заседанию Комиссии

2.4.1 Лица, уполномоченные созывать заседания Комиссии[5] или сотрудники Аппарата Комиссии по их поручению обязаны оповестить всех членов Комиссии о созываемом заседании не позднее чем за два дня до заседания. Одновремен­но членам Комиссии сообщается предполагаемый проект повестки дня заседания.

2.4.2 Член комиссии вправе представить свои предложения по включению вопросов в повестку дня заседания. Предложения представляются не позднее чем за два дня до дня заседания.

2.4.3 По требованию члена Комиссии проекты Решений Комиссии и другие необходимые для проведения заседания материалы предоставляются членам Комиссии не позднее чем за одни сутки до дня заседания.

Непосредственно перед заседанием проектами решений Комиссии по вопросам повестки дня и другими необходимыми материалами обеспечиваются члены Комиссии, не затребовавшие их заранее.

Проекты решений и необходимые материалы по требованию члена Комиссии доставляются ему по электронной почте или предоставляются на заседании Комиссии в виде компьютерных файлов, за исключением материалов, которые невозможно представить в таком виде.

2.4.4 В исключительных случаях лица, уполномоченные созывать заседания Комиссии, могут созвать экстренное заседание Комиссии в течение двух суток после принятия ими решения о созыве экстренного заседания. Срок оповещения членов Комиссии о созыве экстренного заседания и о его повестке дня не должен быть меньше одного дня. Срок представления членам Комиссии проектов Решений и других материалов при созыве экстренного заседания не может быть менее  полутора часов.

Статья 2.5 Порядок доступа на заседании Комиссии

2.5.1 Перечень лиц, которые имеют право присутствовать на заседаниях Комиссии, устанавливается конституционными федеральными законами, федеральными законами[6] и законами города Москвы. Доступ указанных лиц на заседания Комиссии осуществляется в порядке, установленном настоящей статьей Регламента.

Члены Комиссии, члены Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, кандидаты, их доверенные лица, уполномоченные представители и доверенные лица избирательных объединений и блоков допускаются на заседания Комиссии по предъявлению удостоверения, подтверждающего соответствующий статус.

Представители средств массовой информации для присутствия на заседании Комиссии не позднее чем за два часа до начала заседания подают на имя Председателя Комиссии письменное заявление о желании присутствовать на заседании. В этом случае Председатель Комиссии обязан включить заявителя в список лиц, допущенных на заседание Комиссии.

Представители средств массовой информации, представившие заявление о желании присутствовать на заседании Комиссии в устной форме, либо менее чем за два часа до начала заседания,  включаются Председателем в список лиц, допущенных на заседание Комиссии, в порядке поступления заявлений при наличии возможности предоставить представителям средств массовой информации  место на заседании.

Представители средств массовой информации допускаются на заседание Комиссии по предъявлению удостоверения личности.  

2.5.2 Приглашение лиц, не упомянутых в пункте 2.5.1, на заседание Комиссии осуществляет Председатель Комиссии или член Комиссии, сотрудник Аппарата Комиссии по его поручению. Приглашение этих лиц осуществляется по инициативе Председателя или по Решению Комиссии.

Лица, приглашенные на заседание Комиссии включаются в список лиц, допущенных на заседание Комиссии.

2.5.3 Список лиц, допущенных на заседание Комиссии, передается сотрудникам, осуществляющим пропуск лиц на заседание Комиссии, за пятнадцать минут до начала заседания.

2.5.4 В случае, если инициатива созыва заседания принадлежит не Председателю Комиссии, обязанности Председателя Комиссии по составлению списка лиц, допущенных на заседание Комиссии, передаются инициаторам созыва заседания.

Статья 2.6. Порядок на заседании Комиссии

2.6.1 Заседания Комиссии проводит лицо, Председательствующее на заседании – Председательствующий. Председательствующим является, как правило, Председатель Комиссии, в его отсутствии – заместитель Председателя, в отсутствии первых двух – секретарь Комиссии. В исключительных случаях по Решению комиссии Председательствующим может быть назначен любой член Комиссии.

2.6.2 Председательствующий

-открывает и закрывает заседание Комиссии;

-объявляет повестку дня заседания и ставит ее на утверждение Комиссии;

-организует обсуждение пунктов повестки дня заседания в порядке их нумерации в утвержденной повестке дня;

-предоставляет слово для выступления членам Комиссии в поряд­ке очередности поднятия руки, а также приглашенным и другим лицам;

-следит за ограничением времени выступлений;

-формулирует утверждения, ставящиеся на голосование, предоставляет возможность членам Комиссии высказаться по формулировкам и мотивам голосования, а затем ставит утверждения на голосование в порядке их формулирования;

- организует голосование и подсчет голосов,    оглашает резуль­таты голосования (за исключением случая, предусмотренного статьей 3.3);

-                     обеспечивает соблюдение других положений главы 2 настоящего Регламента, делает замечания присутствующим в случае нарушения последними действующего законодательства.

2.6.3 Повестка дня заседания содержит нумерованный список вопросов (пунктов), которые предполагается рассмотреть на данном заседании Комиссии, а также фамилию первого выступающего (докладчика) по данному пункту. Последним пунктом повестки дня заседания является пункт «Разное», для которого фамилия докладчика не указывается.

Сразу после открытия заседания повестка дня оглашается и обсуждается. Решением комиссии пункты повестки дня могут быть исключены из нее, а также перенумерованы. Включение дополнительных пунктов в повестку дня заседания не допускается.

После обсуждения и принятия Решений Комиссии по перенумерации и/или исключению вопросов из повестки дня, Комиссия принимает Решение об утверждении повестки дня.

2.6.4 Время выступления по вопросам повестки дня устанавливается не более:

для докладчиков -  10  минут;

для выступления в прениях – 5 минут;

для повторного выступления в прениях (реплики) – 3 минуты;

по формулировкам и мотивам голосования  - 3 минуты;

для выступления по вопросам ведения заседания – 1 минута.

По разрешению Председательствующего или по Решению Комиссии выступающему может быть предоставлено дополнительное время для выступления.

Член Комиссии имеет право не менее чем на два повторных выступления в прениях.

Слово всем присутствующим предоставляет Председательствующий. Председательствующий не может отказать в предоставлении слова члену Комиссии или члену Центральной избирательной комиссии РФ, поднявшему руку для выступления, за исключением специально оговоренных в настоящем Регламенте случаев. Слово не предоставляется в моменты выступления других присутствующих, а также в моменты проведения голосования.

Член Комиссии, желающий выступить по порядку ведения заседания, имеет право при поднятии руки вслух заявить о том, что он хочет выступить именно по порядку ведения заседания. В этом случае, Председательствующий обязан предоставить ему слове вне очереди.

В процессе выступления Председательствующий имеет право делать замечания выступающему в случае, если выступающий превысил допустимое время выступления, а также в случае, если выступление не соответствует заявленной теме. В случае, если выступающий превысил допустимое время выступления, то через одну минуту после предварительного замечания Председательствующий имеет право прервать выступающего.

2.6.5 Рассмотрение пунктов повестки дня включает в себя, как правило, следующие стадии: доклад, содоклады, ответы на вопросы и предоставление дополнительной информации, прения, формулирование вариантов Решений по данному пункту повестки дня, выступления по мотивам голосования, голосование, подсчет голосов и объявление  итогов голосования.

2.6.6 При рассмотрении пункта «Разное» Председательствующий обязан предоставить любому члену Комиссии по его требованию до двух выступлений в течение 3-х минут.

Статья 2.7. Протокол заседания Комиссии

 2.7.1 На каждом заседании Комиссии производится аудиозапись заседания и ведется Краткий протокол заседания. Аудиозапись заседания и ведение Краткого протокола осуществляется сотрудником аппарата Комиссии, в соответствии с должностными обязанностями сотрудников аппарата или по поручению Председателя Комиссии.

2.7.2 В Кратком протоколе заседания отражаются:

а) Место проведения заседания;

б) Фамилия Председательствующего на заседании;

в) Время открытия заседания;

г) Фамилии присутствующих при открытии заседания, а также время прибытия и убытия членов комиссии в случае, если убытие или прибытие произошло в процессе заседания;

д) Вопросы повестки дня;

е) Фамилии выступающих и краткое содержание выступления в порядке выступления;

ж) Формулировки утверждений, ставившихся на голосование (за исключением справочного), и результаты голосования;

з) Время закрытия заседания.

Краткий протокол заседания может быть составлен в рукописном виде.

Краткий  протокол заседания подписывается Председателем и секретарем Комиссии.

2.7.3 На основе аудиозаписи и Краткого протокола заседания не позднее чем через трое суток после закрытия заседания в компьютерном[7] и печатном виде изготавливается Протокол заседания. Протокол заседания включает всю информацию из Краткого протокола, а также полную расшифровку выступлений на заседании.

В случае, если аудиозапись не допускает расшифровки, об этом делается запись в Протоколе заседания.

Протокол заседания в печатном виде подписывается Председателем и секретарем Комиссии и является документом Комиссии.

Статья 2.8. Аудио- и видеозапись на заседании Комиссии

Разрешается осуществление аудио- и видеозаписи на заседании Комиссии любыми присутствующими на нем лицами при условии предварительного предупреждения всех присутствующих на заседании членов Комиссии об осуществлении такой записи.

Глава 3. Голосования и Решения Комиссии

Статья 3.1 Голосование

3.1.1 Голосование проводится либо с целью выявления мнений членов Комиссии по вопросам порядка проведения заседаний (справочное голосование), либо с целью принятия (отклонения) Решения Комиссии.

Справочное голосование инициируется и проводится Председательствующим на заседании. Справочное голосование проводится путем поднятия рук после формулирования предмета голосования в порядке, предложенном Председательствующим. Результаты справочного голосования не заносятся в Краткий протокол заседания, либо заносятся с пометкой «Справочное голосование». Перед проведением справочного голосования Председательствующий обязан объявить, что голосование является справочным.

Остальные пункты настоящей статьи регламентируют проведение голосования с целью принятия Решения Комиссии.

3.1.2. Голосование проводится по сформулированному утверждению[8]. Формулировка утверждения осуществляется либо путем произнесения его вслух Председательствующим на заседании, либо путем внесения в бюллетень для тайного голосования.

Голосование по группе утверждений производится раздельно по каждому утверждению, если на этом настаивает хотя бы один член Комиссии.

При наличии одновременно как альтернативных, так и взаимодополняющих утверждений, касающихся одного вопроса, они предварительно разделяются на группы альтернативных утверждений, и проводится голосование по каждой группе[9].

Перед открытым (не тайным) голосованием по альтернативным утверждениям (группам утверждений) Председательствующий формулирует все альтернативные утверждения, которые будут голосоваться, затем объявляет начало голосования, формулирует первое утверждение и подсчитывает голоса, поданные за него, затем формулирует второе утверждение и подсчитывает голоса, поданные за него, и так далее.

Голосование по более чем двум[10] альтернативным утверждениям проводится в два тура. В первом туре каждый голосующий имеет возможность проголосовать за любое количество альтернатив. Во втором туре голосуются две или более альтернативы, набравшие наибольшее количество голосов в первом туре. При этом каждый голосующий имеет  право проголосовать лишь за одну альтернативу. При равенстве поданных голосов проводится дополнительное обсуждение с последующим повторным голосованием.

В случае, если при повторном открытом голосовании два или более утверждений набрали одинаковое количество голосов, голос Председательствующего на заседании считается решающим.

При голосовании по номерным решениям, а также в иных случаях по предложению одного из членов Комиссии, проводится также подсчет голосов, поданных против и воздержавшихся; результаты такого подсчета вносятся в Краткий Протокол заседания.

3.1.3 Голосование, как правило, производится поднятием руки. Период голосования в этом случае начинается после формулировки всех альтернатив и произнесения Председательствующим фразы «Прошу голосовать», а заканчивается после занесения в Краткий  протокол заседания результатов голосования. Занесение результата голосования в Краткий протокол заседания осуществляется после объявления Председательствующим результата произведенного им подсчета поднятых рук.

Голосование по утверждениям, в формулировках которых фигурируют фамилии членов Комиссии с правом решающего голоса, по Решению Комиссии может производиться тайно.

При наличии соответствующего технического обеспечения Комиссия может принять Решение об автоматизации процесса голосования и подсчета голосов.

3.1.4 Избрание Председателя, заместителя Председателя и секретаря комиссии производится путем процедуры голосования, установленной статьей 3.3  настоящего Регламента.

3.1.5 В случае открытого голосования по требованию не менее двух членов Комиссии голосование объявляется поименным. При поименном голосовании в Краткий протокол заседания заносятся фамилии и инициалы членов Комиссии, потребовавших поименного голосования, проголосовавших за, против и воздержавшихся.

Статья 3.2 Решения Комиссии

3.2.1 Решение Комиссии считается принятым в случае, если при голосовании за данное Решение подано установленное число голосов членов Комиссии с правом решающего голоса и на момент голосования Комиссия была правомочна принимать решения в соответствии с пунктом 2.1.2 настоящего Регламента.

Установленное число голосов определяется Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации"[11].

Если голосование не привело к принятию Решения, а в соответствии с законодательством, Комиссия обязана принять  решение по рассматриваемому вопросу на текущем заседании, проводится дополнительное обсуждение с последующим повторным голосованием. В случае, если Комиссия не смогла принять Решение, обязательное к принятию на текущем заседании, данный  факт незамедлительно сообщается Комиссией в Центральную избирательную комиссию Российской Федерации.

3.2.2 Решения Комиссии подразделяются на номерные и протокольные.

3.2.3 Номерные Решения оформляются отдельным документом на бланке Комиссии и подписываются Председателем и секретарем Комиссии.

Номерные решения оформляются по единой форме, содержащей в заголовке название решения, дату принятия решения и уникальный номер решения.

Номерные решения принимаются по всем вопросам, которые в соответствии с законодательством принимаются большинством голосов от установленного числа членов Комиссии  с правом решающего голоса, а также, по Решению Комиссии, - по иным вопросам.

Все формулировки номерных решений, по которым проводились голосования, а также результаты этих голосований отражаются в Протоколе заседания.

Перед голосованием по формулировкам номерного решения Председательствующий обязан объявить, что проводится голосование именно по номерному решению.

3.2.4 Номерные Решения оформляются в течение трех дней после принятия Решения, а в случае, если Решение принято в день голосования на выборах, проводимых Комиссией, либо в предшествующий или последующий день, то – в течение одного дня.

3.2.4 Протокольные решения оформляются в виде записи в Кратком протоколе заседания с указанием голосуемых формулировок решения и результатов голосования по этим формулировкам.

3.2.4 Решения Комиссии могут приниматься исключительно на заседании Комиссии при рассмотрении пунктов повестки дня заседания, за исключением  пункта «Разное», а также при рассмотрении самой повестки дня заседания.

Статья 3.3. Процедура принятия Решений об избрании Председателя, заместителя Председателя и секретаря комиссии

3.3.1 Комиссия открытым голосованием избирает лицо, организующее голосование. Это лицо готовит бюллетени для голосования, составляет список членов Комиссии, принимавших участие в голосовании, производит подсчет поданных голосов и оглашает результаты.

3.3.2 Председатель Комиссии избирается из списка кандидатов, предложенных Центральной избирательной комиссией Российской Федерации. В случае, если последняя не предложила кандидатур, то кандидаты предлагаются членами Комиссии из числа членов Комиссии с правом решающего голоса.

Если все кандидаты, предложенные Центральной избирательной комиссией Российской Федерации, взяли самоотвод, то избрание Председателя Комиссии переносится на следующее заседание Комиссии.

Кандидаты на должности заместителя Председателя и секретаря Комиссии выдвигаются членами Комиссии из числа членов Комиссии с правом решающего голоса.

Сначала производится избрание Председателя Комиссии, затем - заместителя Председателя, затем - секретаря Комиссии. В случае, если Председатель Комиссии не избран на первом заседании, избрание заместителя и секретаря комиссии может быть произведено ранее избрания Председателя. В случае неизбрания на первом заседании заместителя Председателя Комиссии, избрание секретаря Комиссии может быть произведено ранее избрания заместителя Председателя.

Избрание на каждую из указанных должностей производится в порядке, установленном пунктами 3.3.3-3.3.9 настоящего Регламента.

3.3.3 Комиссия производит обсуждение кандидатов. Каждый кандидат имеет право взять самоотвод, который удовлетворяется автоматически. После завершения обсуждения производится изготовление бюллетеней и голосование по ним.

3.3.4 Бюллетень для голосования содержит информацию о должности, по которой производится голосование, и строки, каждая из которых содержит фамилию и инициалы одного из кандидатов (в случае необходимости включаются также другие сведения о кандидате). Последняя строка содержит слова «Против всех». В конце каждой  строки имеется пустой квадрат  для проставления отметки голосующего. Оборотная сторона всех бюллетеней не должна содержать отличительных признаков. Бюллетень изготавливается лицом, организующим голосование и подписывается им.

Лицо, организующее голосование, выдает бюллетени членам комиссии с правом решающего голоса. При этом член Комиссии, получающий бюллетень, заносит в список голосующих свою фамилию и инициалы, а также проставляет время получения бюллетеня.  

 Лицо, организующее голосование, предъявляет членам Комиссии пустой ящик для голосования и опечатывает его. До утверждения Комиссией итогов голосования ящик для голосования находится в зале заседаний Комиссии.

3.3.5 Проставление отметки в бюллетене производится тайно, в отдельном помещении, где при проставлении отметки имеет право присутствовать только голосующий. Затем голосующий опускает бюллетень в ящик для голосования.

3.3.6 Голосование за кандидата или против всех производится путем проставления любого знака в соответствующем квадрате.

3.3.7 Голосование завершается после того, как все члены Комиссии, получившие бюллетени, опустят их в ящик для голосования, но не позднее чем через тридцать минут после выдачи первого бюллетеня.

3.3.8 После завершения голосования, лицо, организующее голосование, в зале заседания и в присутствии членов Комиссии вскрывает ящик для голосования и подсчитывает количество опущенных в него бюллетеней, количество голосов, поданных за каждого кандидата, против всех, а также количество недействительных бюллетеней.

 Бюллетень  считается недействительным, если по нему нельзя определить волеизъявление голосовавшего.

3.3.9 О результатах подсчета лицо, организующее голосование, составляет акт. В акте указывается количество выданных бюллетеней, количество бюллетеней, извлеченных из ящика, количество голосов, поданных за каждого кандидата, против всех и количество недействительных бюллетеней.

По результатам подсчета Комиссия принимает одно из следующих Решений:

А)Голосование признается несостоявшимся, если ни один из кандидатов не набрал более семи голосов, либо если количество бюллетеней, извлеченных из ящика для голосования превышает количество выданных бюллетеней.

Б)Голосование признается состоявшимся, а избранным считается кандидат, набравший более семи голосов.

 3.3.10 В случае признания голосования несостоявшимся, процедура избрания на должность повторяется, начиная с этапа выдвижения. В этом случае процедура избрания может быть перенесена на следующее заседание Комиссии.

В случае, если не состоялось избрание Председателя Комиссии, исполняющим его обязанности вплоть до избрания считается избранный заместитель Председателя; если также не избран заместитель Председателя – избранный секретарь комиссии; если же не состоялось избрание ни на одну из должностей, то исполняющим обязанности Председателя Комиссии считается один из предложенных кандидатов, определяемый жеребьевкой.

В случае, если не состоялось избрание Председателя Комиссии, исполняющий обязанности Председателя Комиссии обязан сообщить об этом не позднее чем через один день после первого заседания Комиссии в Центральную избирательную комиссию Российской Федерации.

В случае, если не состоялось избрание заместителя Председателя Комиссии и/или секретаря комиссии, то их обязанности исполняет вплоть до избрания избранный Председатель Комиссии или лицо, исполняющее его обязанности.

3.3.11 В случае, если голосование состоялось, Комиссия принимает Решение об избрании соответствующего кандидата на соответствующую должность.

Бюллетени тайного голосования упаковываются и опечатываются, при этом на упаковке проставляются подписи всех присутствующих на заседании членов Комиссии. Опечатанные бюллетени хранятся в помещениях Комиссии в течение срока полномочий Комиссии.

Глава 4. Порядок работы с входящими и исходящими документами Комиссии

Статья 4.1 Регистрация входящих и исходящих документов Комиссии

Все входящие в Комиссию документы регистрируются путем внесения сведений о них в журнал учета входящих документов и проставления на них штампа Комиссии с указанием даты поступления и входящего номера. При внесении сведений в журнал учета входящих документов, документу присваивается уникальный входящий номер, а также указывается дата поступления, лицо (лица), от которого поступил документ, краткое содержание или название документа.

Все исходящие из Комиссии документы регистрируются путем внесения сведений о них в журнал учета исходящих документов. При внесении сведений в журнал учета исходящих документов, документу присваивается уникальный исходящий номер, а также указывается дата отправления документа, фамилия лица, отправляющего документ, способ отправления, фамилия первого лица, подписавшего документ, краткое содержание или название документа.

Учет входящих и исходящих документов может осуществляться в нескольких журналах, различаемых по тематике, субъектам поступления или лицам, подписавшим документы.

Статья 4.2 Порядок работы с обращениями о нарушении закона

4.2.1 Настоящая статья устанавливает порядок работы Комиссии с обращениями о нарушении закона, поступившими на имя Комиссии или ее должностных лиц.

Обращения подаются в Комиссию в письменной форме.

Анонимные обращения являются документами Комиссии, но Комиссией не рассматриваются.

Обращения не могут быть  рассмотрены на заседании Комиссии ранее чем через сутки после поступления обращения в Комиссию, за исключением случая, если обращение подано в день голосования, в предшествующий или последующий ему день и относится к выборам, на которых производится данное голосование.

4.2.2 Обращения, поступившие в период избирательной кампании, рассматриваются Комиссией в пределах ее компетенции и в сроки, установленные законодательством.

Обращения, поступившие в период между избирательными кампаниями, рассматриваются в пределах компетенции Комиссии в срок не превышающий одного месяца.

В указанные выше сроки Комиссия обязана давать письменные мотивированные ответы лицам, направившим в Комиссию обращения о нарушении закона.

4.2.3 На каждом заседании Комиссии Председатель Комиссии представляет членам Комиссии в письменном виде перечень всех обращений, которые поступили в Комиссию или на имя должностных лиц Комиссии, за период времени, прошедший с последнего заседания Комиссии. В перечне должно быть указано имя (название) лица, направившего обращение и краткое содержание обращения.

4.2.4 Предварительное рассмотрение поступивших обращений  о нарушении закона производит Председатель Комиссии. Он устанавливает, требует ли данное обращение рассмотрения на заседании Комиссии.

В случае, если Председатель Комиссии устанавливает что данное обращение требует рассмотрения на заседании Комиссии, то вопрос вносится в повестку дня очередного заседания Комиссии. В противном случае Председатель Комиссии или другие лица по его поручению, готовят ответ, который отсылается обращавшимся лицам или их представителям за подписью Председателя Комиссии.

4.2.5 Подготовку рассмотрения обращения на заседании Комиссии осуществляет Председатель Комиссии. Он, или по его поручению – другое лицо, может подготовить проект Решения Комиссии по данному обращению и пригласить на заседание заинтересованных лиц.

4.2.6 На заседании Комиссии при рассмотрении обращения Председатель Комиссии  предоставляет возможность членам Комиссии и заинтересованным лицам ознакомиться с обращением и проектами Решения по нему, высказать свое мнение и представить предложения по данному вопросу.

Комиссия имеет право перенести рассмотрение обращения на следующее, а в исключительных случаях – на другое, заседание Комиссии с целью исследования обстоятельств дела или подготовки проектов Решений. При этом срок следующего заседания, на котором будет рассматриваться данное обращение, должен удовлетворять условиям, устанавливаемым для сроков рассмотрения обращения в соответствии с пунктом 4.2.2.

При принятии решения о переносе рассмотрения обращения на следующее заседание, Комиссия может принять Решение о приглашении на следующее заседание определенных ею лиц, а также о других вопросах, связанных с порядком рассмотрения данного обращения на следующем заседании.

4.2.7 Исследование обстоятельств дела, подготовку справки и проекта решения по данному вопросу, Комиссия своим протокольным Решением может поручить Рабочей группе. Такое поручение не влечет за собой запрет для каких-либо членов Комиссии исследовать обстоятельства дела и предлагать проекты Решения по данному вопросу.

4.2.8 Комиссия может обратиться в правоохранительные органы с требованием о проведении следствия по фактам, изложенным в обращении. В этом случае Комиссия обязана установить сроки получения ответа от указанных органов в соответствии с действующим законодательством. Ответственность за соблюдение сроков ответа несет Председатель Комиссии.

4.2.9 Повторное рассмотрение обращения на заседании Комиссии производится в соответствии с порядком подготовки заседаний Комиссии (статья 2.4) и Решением Комиссии по данному вопросу, принятому при его предыдущем рассмотрении.

Глава 5. Документы, библиотека и атрибуты Комиссии

Статья 5.1 Документы Комиссии

Документами Комиссии являются следующие документы и материалы:

-          Номерные решения Комиссии и приложения к ним;

-          Краткие протоколы, Протоколы заседаний Комиссии, аудиозаписи заседаний Комиссии, сделанные в соответствии с пунктом 2.7.1 настоящего Регламента;

-          Материалы, представляемые членам Комиссии при подготовке к заседанию;

-          Распоряжения Председателя Комиссии;

-          Входящие и исходящие документы Комиссии;

-          Журналы учета входящих документов Комиссии;

-          Другие материалы, признанные законодательством или Решением Комиссии документами и материалами Комиссии, непосредственно связанными с выборами и референдумом.

Документы комиссии могут храниться на любых носителях информации. Официальной формой Документа Комиссии является только форма, имеющая печатный или рукописный вид и завизированная (содержащая подпись) должностным лицом Комиссии или другим лицом, уполномоченным визировать данные документы в соответствии со своими должностными обязанностями.

Официальная форма Документа Комиссии может быть расположена на нескольких листах; в этом случае все листы Документа должны быть скреплены или объединены другим способом, позволяющим установить целостность Документа.

Документ может быть представлен несколькими идентичными экземплярами, имеющими одинаковую юридическую силу. 

5.1.2 Документы Комиссии хранятся в помещениях Комиссии до момента сдачи их в государственные архивы в соответствии с законодательством. Ответственность за хранение и сохранность Документов Комиссии несет Председатель Комиссии.

Систематизацию Документов осуществляет аппарат Комиссии. Порядок хранения Документов определяется Распоряжением Председателя Комиссии.

Статья 5.2 Порядок ознакомления с Документами Комиссии и получения их копий

5.2.1 Настоящая статья регламентирует порядок ознакомления с Документами Комиссии и заверения их копий для членов Комиссии и наблюдателей, которым в соответствии с законодательством предоставлено право ознакомления с Документами Комиссии и получения их заверенных копий. Доступ должностных лиц Комиссии, членов Комиссии, работающих в ней на постоянной основе, сотрудников аппарата Комиссии к Документам Комиссии данной статьей не регулируется.

5.2.2 Ознакомление с Документами Комиссии производится по устному или письменному требованию члена Комиссии или наблюдателя.

Предоставление Документов Комиссии для ознакомления осуществляет секретарь Комиссии или другое лицо по его поручению. При отсутствии секретаря Комиссии Документы предоставляются другими должностными лицами Комиссии.

Документы представляются в течение часа после предъявления требования.

При выдаче и возврате Документов производятся соответствующие записи в специальном журнале выдачи Документов.

При выдаче в этом в журнале указываются  фамилия и инициалы лица, получившего Документы, фамилия и инициалы лица, выдавшего Документы, дата и время выдачи, названия выдаваемых Документов, количество выданных листов, а также проставляются подписи лиц, получивших и выдавших Документы.

При возврате Документов в журнале выдачи Документов указываются фамилия и инициалы лица, получившего Документы, время возврата, количество возвращенных листов, а также проставляется подпись лица, получившего Документы.

Ознакомление с Документами может осуществляться только в помещениях Комиссии и в официально установленное время работы Комиссии. Комиссия обязана обеспечить лицу, получившему Документы, возможность ознакомится с ними в помещении Комиссии.

5.2.3 Выдача заверенных копий Документов осуществляется по устному или письменному требованию члена Комиссии или наблюдателя. Член Комиссии или наблюдатель имеет право на получение одной заверенной копии Документа.

Копии Документов изготавливаются Комиссией по требованию члена Комиссии или наблюдателя. Копии Документов могут быть изготовлены членом Комиссии или наблюдателем самостоятельно.

Заверение копий Документов осуществляет, как правило, секретарь Комиссии либо заведующий приемной Комиссии. Правом заверения копий обладают все должностные лица Комиссии.

Заверение производится путем проставления на копии Документа записи «Копия верна», даты выдачи копии, подписи заверяющего и печати Комиссии.

Выдача заверенной копии Документа фиксируется в журнале выдачи Документов. При этом в журнале указываются фамилия и инициалы лиц, получивших и заверивших копию, название Документа, дата и время выдачи копии, а также проставляются подписи лиц, получивших и выдавших копию.

Заверенные копии Документов предоставляются в течение одного дня после поступления требования о выдаче заверенной копии Документа. В случае, если Документ содержит более пяти страниц формата А4 и требуемая копия Документа не является приложением к заявлению (иску) в суд, срок выдачи заверенной копии может быть продлен до трех дней. При невозможности выдать Документ в указанные сроки секретарь Комиссии или другое должностное лицо Комиссии по требованию члена Комиссии или наблюдателя обязан выдать официальную справку о том, что копия затребована, но не может быть предоставлена в установленный настоящим Регламентом срок.

Член Комиссии или наблюдатель имеет право потребовать предоставления заверенной копии Документа Комиссии в определенной части, в том числе – заверенной выписки из Протокола или Краткого протокола заседания Комиссии.

5.2.4 Ознакомление с Документами Комиссии, хранящимися на машиночитаемых носителях производится по устному или письменному требованию члена Комиссии или наблюдателя.

Документы Комиссии, хранящиеся в виде компьютерных файлов предоставляются членам Комиссии и наблюдателям в виде компьютерных файлов сотрудником аппарата Комиссии, имеющим доступ к данному Документу, с разрешения секретаря Комиссии или другого должностного лица Комиссии. Копирование компьютерных файлов производится в соответствии с порядком, установленным Распоряжением Председателя Комиссии, а при отсутствии такого Распоряжения – с соблюдением норм информационной безопасности.

Предоставление компьютерных файлов для ознакомления с Документами Комиссии осуществляется в течение одного дня после поступления требования об ознакомлении с этими Документами.

5.2.4 Копии Документов Комиссии, а также компьютерные файлы для ознакомления с Документами Комиссии не предоставляются в случаях, предусмотренных[12] законодательством.

Статья 5.3 Библиотека Комиссии

Материалы, представляющие собой многотиражные печатные издания, поступающие в Комиссию (газеты, журналы, брошюры, книги, сборники) систематизируются и хранятся аппаратом Комиссии и образуют библиотеку Комиссии. Материалы библиотеки доступны членам Комиссии для ознакомления и копирования. Аппарат Комиссии составляет картотеку материалов библиотеки.

Комиссия своим решением может устанавливать список печатных изданий, публикующих материалы по избирательному праву и электоральной статистике, поступление которых в библиотеку Комиссии должно быть обеспечено Председателем Комиссии.

Статья 5.4 Атрибуты Комиссии

            5.4.1 Комиссия имеет свою Печать. Печать имеет круглую форму, содержит изображение герба города Москвы и слова «Московская городская избирательная комиссия». Печать изготавливается в трех экземплярах. Первый экземпляр печати хранится у Председателя Комиссии, второй – у секретаря Комиссии, третий – у заведующего приемной Комиссии.

            Печать Комиссии может проставляться только на Документах, которые содержат подпись хотя бы одного из должностных лиц Комиссии.

            5.4.2 Комиссия имеет штампы. Штампы имеют прямоугольную или треугольную форму и содержат слова «Московская городская избирательная комиссия». Перечень штампов Комиссии и порядок их хранения определяется Распоряжением Председателя Комиссии.

            5.4.3 Комиссия имеет собственные бланки для изготовления документов Комиссии. В верхней части бланка содержатся изображение герба города Москвы и слова «Московская городская избирательная комиссия».

            5.4.4 Комиссия может своим решением устанавливать другие атрибуты Комиссии.

Глава 6. Порядок осуществления полномочий Комиссии вне заседаний Комиссии

Статья 6.1 Законодательная основа трудовой деятельности членов Комиссии

6.1.1 Трудовая деятельность членов Комиссии, работающих в ней на постоянной основе, в том числе, - должностных лиц Комиссии, регулируется трудовым и административным законодательством Российской Федерации, законами города Москвы «О Московской городской избирательной комиссии», настоящим Регламентом.

6.1.2 Хотя бы одно должностное лицо Комиссии обязано присутствовать в помещениях Комиссии в официально установленное время работы Комиссии. Ответственность за присутствие хотя бы одного должностного лица Комиссии в помещениях Комиссии в официально установленное время работы Комиссии несет Председатель Комиссии. В случае невозможности присутствия ни одного из должностных лиц Комиссии в помещениях Комиссии в официально установленное время работы Комиссии, Председатель Комиссии своим Распоряжением назначает исполняющего обязанности Председателя Комиссии.

6.1.3 Принятие на постоянную работу в Комиссию члена Комиссии, не являющегося должностным лицом, а также принятие на временную работу в Комиссию члена Комиссии с временным освобождением его от основной работы, осуществляется Решением Комиссии.

Порядок работы членов комиссии, работающих в ней на постоянной основе и не являющихся должностными лицами, а также порядок работы членов комиссии, работающих в ней с временным освобождением от основной работы, устанавливается Распоряжениями Председателя Комиссии или Решениями Комиссии.

6.1.4 Трудовая деятельность членов Комиссии, работающих в ней с временным освобождением от основной работы, регулируется трудовым соглашением между Комиссией и соответствующим членом Комиссии.

6.1.5 Направления деятельности Комиссии могут быть решением Комиссии распределены между членами Комиссии с правом решающего голоса. Такое распределение не ограничивает участие членов Комиссии в любой деятельности Комиссии в рамках их полномочий, установленных действующим законодательством.

Статья 6.2 Полномочия и обязанности должностных лиц Комиссии

Полномочия и обязанности должностных лиц Комиссии определяются Законом города Москвы «О Московской городской избирательной комиссии», Решениями Комиссии, настоящим Регламентом.

Статья 6.3 Порядок работы Председателя Комиссии

6.3.1 С целью осуществления руководства работой аппарата Комиссии Председатель Комиссии может издавать Распоряжения Председателя Комиссии.

6.3.2 Председатель Комиссии может использовать для осуществления своих полномочий бланки с заголовком «Московская городская избирательная комиссия. Председатель».

6.3.3 В случае невозможности исполнения обязанностей Председателем Комиссии его обязанности исполняет заместитель Председателя Комиссии.

6.3.4 Председатель Комиссии обязан принимать членов комиссии по их требованию не позднее чем через двое суток после поступления требования.

6.3.5 С целью обеспечения деятельности Председателя Комиссии ему предоставляется служебный кабинет в помещениях Комиссии.

Статья 6.4 Порядок работы заместителя Председателя Комиссии

6.4.1 С целью обеспечения деятельности заместителя Председателя Комиссии ему предоставляется постоянное рабочее место в помещениях Комиссии.

6.4.2 В случае невозможности исполнения обязанностей заместителем Председателя Комиссии, его обязанности исполняет секретарь  Комиссии или другой член Комиссии, назначенный решением Комиссии.

Статья 6.5 Порядок работы секретаря Комиссии

6.5.1 С целью обеспечения деятельности Секретаря Комиссии ему предоставляется постоянное рабочее место в помещениях Комиссии.

6.5.2 В случае невозможности исполнения обязанностей Секретарем Комиссии, его обязанности исполняет заместитель Председателя  Комиссии или другой член Комиссии, назначенный решением Комиссии.

Статья 6.6 Секретарь должностных лиц Комиссии

С целью обеспечения деятельности должностных лиц Комиссии, а также информирования граждан о времени присутствия должностных лиц Комиссии в аппарате Комиссии предусматривается должность специалиста, исполняющего обязанности секретаря должностных лиц Комиссии с соответствующими функциональными обязанностями.

Статья 6.7 Представительство Комиссии в суде

6.7.1 При рассмотрении судебных дел с участием Комиссии, Комиссия участвует в деле через своего представителя. Представителями Комиссии в суде могут быть ее Председатель, либо лица, которым по Решению Комиссии предоставлено право на определенный срок или при рассмотрении определенного дела представительствовать от ее имени в суде. Доверенность на представительство оформляется в соответствии с законодательством после принятия соответствующего Решения Комиссии.

6.7.2 Лицо, представляющее Комиссию в судебном деле, отчитывается на заседании Комиссии о всех известных ему действиях, связанных с данным делом и произведенным  в период времени, прошедший с предыдущего заседания. 

Глава 7. Органы Комиссии

Статья 7.1 Общие положения

7.1.1 Органами Комиссии являются Аппарат Комиссии, Контрольно-ревизионная служба Комиссии и Рабочие группы Комиссии.

7.1.2 Аппарат Комиссии является постоянно действующим органом Комиссии, обеспечивающим деятельность Комиссии. Аппарат Комиссии состоит из государственных служащих города Москвы, замещающих должности, соответствующие Реестру государственных должностей государственной службы города Москвы. Аппарат Комиссии не прекращает свою деятельность с прекращением полномочий Комиссии. Упразднение Аппарата не входит в компетенцию Комиссии.

7.1.3 Контрольно-ревизионная служба Комиссии образуется Решением Комиссии на срок полномочий Комиссии в целях, определенных действующим законодательством. Контрольно-ревизионная служба состоит из членов, назначаемых Решением Комиссии.

7.1.4 Рабочие группы образуются Решением Комиссии на определенный этим Решением срок с целью выполнения определенных этим Решением задач, входящих в компетенцию Комиссии. Рабочая группа состоит из членов, назначаемых Решением Комиссии.

Статья 7.2 Аппарат Комиссии

7.2.1 Структура и штатное расписание Аппарата Комиссии утверждается Решением Комиссии.

Должности в штатном расписании Аппарата Комиссии должны соответствовать должностям, внесенным в Реестр государственных должностей государственной службы города Москвы.

7.2.2 Цели и задачи структурных подразделений Аппарата Комиссии определяются Положениями о структурных подразделениях Аппарата, утверждаемыми Решениями Комиссии.

7.2.3 Назначение на должность сотрудников Аппарата производит Председатель Комиссии. Назначение на должность руководителей структурных подразделений Аппарата производится на основании Решения Комиссии о назначении данного лица на должность руководителя подразделения.

7.2.4 Руководителем Аппарата Комиссии является Председатель Комиссии.

7.2.5 Трудовая деятельность, финансовое, материальное  и социальное обеспечение сотрудников Аппарата  Комиссии регулируются действующим законодательством, Решениями Комиссии, Распоряжениями Председателя Комиссии и настоящим Регламентом.

Статья 7.3 Контрольно-ревизионная служба Комиссии

7.3.1 Решение об образовании Контрольно-ревизионной службы принимается не позднее чем через три месяца после первого заседания Комиссии. В Решении должны быть указаны персональный состав Контрольно-ревизионной службы и ее руководитель.

В течение срока полномочий Контрольно-ревизионной службы она может пополняться Решением Комиссии новыми членами. Член Комиссии, назначенный членом Контрольно-ревизионной службы, может быть выведен из ее состава по личному заявлению.

Члены Комиссии включаются в Контрольно-ревизионную службу с их согласия.

Член Комиссии обязательно включается в Контрольно-ревизионную службу по его требованию.

В состав Контрольно-ревизионной службы должно входить не менее трех членов Комиссии. В состав Контрольно-ревизионной службы не могут быть введены  члены Комиссии (как действующего, так и предыдущего состава), работавшие в течение предыдущего года в Комиссии на постоянной основе.

7.3.2 Срок полномочий Контрольно-ревизионной службы исчисляется с момента ее образования.

7.3.3 Руководитель Контрольно-ревизионной службы назначается каждый год Решением Комиссии из кандидатов, являющихся членами Комиссии и членами Контрольно-ревизионной службы. Руководитель Контрольно-ревизионной службы не может занимать эту должность два года подряд.

7.3.4 Члены Контрольно-ревизионной службы осуществляют свою деятельность как коллегиально (на заседаниях Контрольно-ревизионной службы), так и индивидуально.

Документы от имени Контрольно-ревизионной службы, в том числе заключения Контрольно-ревизионной службы для представления на заседании Комиссии,  принимаются большинством голосов от списочного состава Контрольно-ревизионной службы. Любая подгруппа членов Контрольно-ревизионной службы имеет право представить на заседание Комиссии собственное заключение.

7.3.5 Руководитель Контрольно-ревизионной службы представляет заключения Контрольно-ревизионной службы на заседаниях Комиссии в установленные Решением Комиссии сроки, но не реже одного раза в год.

7.3.6 Должностные лица Комиссии оказывают содействие деятельности Контрольно-ревизионной службы, в частности, содействие при созыве и проведении заседаний Контрольно-ревизионной службы, содействие по привлечению специалистов к деятельности Контрольно-ревизионной службы.

Должностные лица Комиссии и сотрудники Аппарата Комиссии обязаны немедленно предоставлять членам Контрольно-ревизионной службы по их требованию любые финансовые документы Комиссии.

7.3.5 Финансовое и материальное обеспечение деятельности членов Контрольно-ревизионной службы осуществляется на основе решений Комиссии, трудовых соглашений между Комиссией и членами Контрольно-ревизионной службы или в порядке осуществления государственными служащими города Москвы своих обязанностей.

Статья 7.4 Рабочие группы Комиссии

7.4.1 Рабочие группы Комиссии образуются Решениями Комиссии. В Решении должны быть указаны: цель создания Рабочей группы, персональный состав рабочей группы, руководитель (соруководители) Рабочей группы, сроки отчета Рабочей группы на заседаниях Комиссии, срок полномочий Рабочей группы.

В исключительных случаях в решении вместо фамилии члена Рабочей группы может быть указана его компетенция или квалификация. В этом случае, персональное назначение осуществляется самой Рабочей группой.

Срок полномочий Рабочей группы может быть изменен Решением Комиссии.

7.4.2 Рабочая группа может состоять из любых дееспособных лиц, но должна содержать в своем составе не менее одного члена Комиссии.

Члены Комиссии включаются в Рабочую группу с их согласия.

Член Комиссии обязательно включается в состав Рабочей группы по его требованию.

В течение срока полномочий Рабочей группы она может пополняться Решением Комиссии новыми членами. Член Комиссии, назначенный членом Рабочей группы, может быть выведен из ее состава по личному заявлению.

7.4.3 Члены Рабочей группы осуществляют свою деятельность по выполнению поставленной перед Рабочей группой задачей как коллегиально (на заседаниях Рабочей группы), так и индивидуально.

Заседания Рабочей группы созываются руководителем или любым соруководителем Рабочей группы. Заседания Рабочей группы созываются в целях решения задач, поставленных перед Рабочей группой, в том числе, в целях исследования документов и свидетельских показаний, обсуждения, составления общих документов.

Документы от имени Рабочей группы, в том числе заключения Рабочей группы для представления на заседание Комиссии,  принимаются большинством голосов от списочного состава группы. Любая подгруппа членов рабочей группы имеет право представить на заседание Комиссии собственное заключение.

На заседаниях Рабочей группы ведется Протокол заседания Рабочей группы или аудиозапись, по которой не позднее чем через два дня после заседания рабочей группы сотрудником Аппарата Комиссии по поручению должностного лица Комиссии составляется Протокол заседания Рабочей группы. Протокол заседания Рабочей группы подписывается всеми членами Рабочей группы, являющимися членами Комиссии.

7.4.4 Руководитель Рабочей группы представляет отчеты о деятельности Рабочей группы на заседаниях Комиссии в установленные Решением Комиссии сроки.

7.4.5 Должностные лица Комиссии оказывают содействие деятельности Рабочей группы, в частности, содействие при созыве и проведении заседаний Рабочей группы, содействие по привлечению специалистов к деятельности Рабочей группы, содействие членам Рабочей группы при проведении исследования документов и сбора свидетельских показаний.

7.4.6 Финансовое и материальное обеспечение деятельности членов рабочей группы осуществляется на основе Решений Комиссии, трудовых соглашений между Комиссией и членами рабочей группы или в порядке осуществления государственными служащими города Москвы своих обязанностей.

Глава 8. Финансовое обеспечение Комиссии

Статья 8.1 Финансирование Комиссии и распоряжение банковскими счетами Комиссии

8.1.1 Финансирование Комиссии осуществляется в соответствии с действующим законодательством исключительно через банковские счета Комиссии.

8.1.2 Распоряжение банковскими счетами осуществляет Председатель Комиссии или лицо, специально уполномоченное им на такое распоряжение, в порядке, установленном действующим законодательством.

Статья 8.2 Денежное вознаграждение сотрудников Аппарата, членов Комиссии, работающих в ней на постоянной основе и по трудовым соглашениям

8.2.1 Оплата труда, включая премии и дополнительные выплаты, сотрудников Аппарата Комиссии и членов Комиссии, работающих в ней на постоянной основе, осуществляется в соответствии с действующим законодательством исключительно из бюджета Комиссии.

8.2.2 Оплата труда лиц, работающих в Комиссии по трудовым соглашениям, производится в соответствии с условиями соглашения исключительно из бюджета Комиссии.

Статья 8.3 Дополнительное денежное вознаграждение членов за работу в Комиссии в период выборов

Из средств, выделяемых на проведение избирательной кампании, может производиться выплата дополнительного денежного вознаграждения членам Комиссии, не работающим в ней на постоянной основе или с временным освобождением от основной работы на период данной избирательной кампании.

Размеры такого дополнительного вознаграждения устанавливаются персонально каждому члену Комиссии Решением Комиссии. 

Статья 8.4 Финансовый отчет о деятельности Комиссии

8.4.1 По итогам финансового года, а также после каждой избирательной кампании, в организации и проведении которой принимала участие Комиссия, Председатель Комиссии представляет Контрольно-ревизионной службе Комиссии финансовый отчет.

Финансовый отчет содержит разделы доходов и расходов Комиссии по форме, утвержденной для государственных органов города Москвы.

8.4.2 Контрольно-ревизионная служба Комиссии обязана проверить финансовый отчет Комиссии по первичным бухгалтерским документам Комиссии и вынести на заседание Комиссии свое заключение.

8.4.3 Финансовый отчет, представленный Председателем Комиссии и заключение Контрольно-ревизионной службы Комиссии утверждаются или отклоняются Решением Комиссии. Финансовый отчет утверждается, если за его утверждение проголосовало более половины от списочного состава Комиссии.

Глава 9. Информирование граждан о деятельности Комиссии

Статья 9.1 Источники информирования

Комиссия осуществляет информирование граждан о своей деятельности через официальные печатные издания Комиссии, другие средства массовой информации, а также через интернет-сайт Комиссии.

Статья 9.2 Официальная информация Комиссии

Официальная информация Комиссии осуществляется исключительно в следующих формах:

-публикации от имени Комиссии материалов, которые она обязана публиковать в соответствии с действующим законодательством;

-обнародования других материалов по Решению Комиссии

-информационной деятельности сотрудников Аппарата Комиссии в пределах предоставленных им полномочий;

-публичных заявлений Председателя Комиссии.

Статья 9.3 Официальные печатные издания Комиссии

9.3.1 Официальными печатными изданиями Комиссии являются:

-газета «Московская правда»;

-журнал «Вестник Московской городской избирательной комиссии».

9.3.2 Материалы, которая Комиссия обязана публиковать в соответствии с действующим законодательством, публикуются в официальных печатных изданиях Комиссии в сроки, определенные законодательством.

9.3.3 Содержание выпусков журнала «Вестник Московской городской избирательной комиссии» определяет Рабочая группа Комиссии – редколлегия, образованная Решением Комиссии.

Решением об образовании Рабочей группы-редколегии также назначается ее руководитель.

Материалы для публикации представляются руководителю Рабочей группы-редколегии.

9.3.4 Издание журнала «Вестник Московской городской избирательной комиссии» финансируется из бюджета Комиссии.

Тираж и периодичность выпусков журнала «Вестник Московской городской избирательной комиссии» устанавливается Решением Комиссии.

Статья 9.4 Интернет-сайт Комиссии

9.4.1 Общие принципы организации и разделы интернет-сайта Комиссии утверждаются Решением Комиссии.

Интернет-сайт Комиссии является общедоступным для пользователей сети Интернет.

9.4.2 Модерирование интернет-сайта осуществляется сотрудником Аппарата Комиссии, который оперативно размещает поступающие материалы в соответствии с общими принципами организации сайта.

9.4.3 На интернет-сайте Комиссии обязательно размещаются:

-          материалы, которые Комиссия обязана публиковать в соответствии с действующим законодательством (данные материалы поступают от Председателя Комиссии или уполномоченного им лица);

-          все правовые акты, регулирующие проведение выборов, которые организует и проводит Комиссия (данные материалы поступают от сотрудника Аппарата Комиссии, в функции которого входит сбор таких правовых актов);

-          номерные решения Комиссии и Протоколы заседаний Комиссии (данная информация поступает от сотрудника Аппарата, систематизирующего Протоколы заседаний Комиссии);

-          в разделе «Частные мнения членов Комиссии» - информация от конкретных членов Комиссии в объеме, установленном Решением Комиссии об общих принципах организации сайта.

9.4.4 Функционирование интернет-сайта Комиссии финансируется из бюджета Комиссии.

Глава 10. Заключительные положения

Статья 10.1 Порядок принятия Регламента и внесения в него изменений

Регламент Комиссии, а также изменения к нему утверждаются Решением Комиссии, принятым большинством голосов от списочного состава Комиссии.

Статья 10.2 Порядок введения Регламента в действие

Регламент Комиссии, а также изменения к нему вступают в силу со дня их при­нятия.


 



[1] Словосочетание «определенный круг лиц» используется здесь как юридический термин, противоположный «неопределенному кругу лиц».

[2] Данный закон еще не принят и находится на рассмотрении МГД. Однако, по-видимому, он будет принят в ближайшее время.

[3] Здесь дано уточненное определение правомочности заседания, установленное п.11 ст.28 ФЗ. Мы попытались пресечь случающийся иногда факт принятия Решения в момент, когда заседание является неправомочным: часть членов Комиссии зарегистрировалась и ушла.

[4] Предлагается смелое и неординарное решение не организовывать счетную комиссию. Этот ритуал, хотя и традиционный, но довольно бессмысленный, если в голосовании участвуют всего 14 человек. Он, между прочим, законом, слава Богу, не предусмотрен. 

[5] Список таких лиц определяется п.9 ст.28 ФЗ.

[6] См., например, п.1 ст.30 ФЗ.

[7] Имеется в виду – в виде компьютерного файла.

[8] Употребленный термин «утверждение» может резать слух, но является в данном случае наиболее точным: точнее слов «вопрос», «решение», «положение», «норма» и т.п. Действительно, этот термин обобщает и правоустанавливающие нормы, и правовые персональные акты, и информацию отчетного характера – все то, что является составляющими частями Решений Комиссии.

[9] Сильным, но не очень добросовестным приемом «протаскивания» Председательствующим нужных решений в коллегиальном органе является следующий. Назовем нужное Председательствующему утверждение А, а противоположное ему – Ã. В противовес Председательствующему один из членов предлагает Ã, но дополненное утверждением Е, а другой предлагает Ã, но дополненное утверждением Ẽ. Голосование распределяет голоса следующим образом: 5:4:4 и проходит предложение А. Между тем ясно, что это – недобросовестное исполнение обязанностей Председательствующим, ибо фактически против предложения А высказалось 8 человек. Добросовестный Председательствующий (то есть тот, который действительно хотел принять решение в наибольшей степени удовлетворяющее всех) должен был бы сначала проголосовать А и Ã (а затем Е и Ẽ).

Данный пункт Регламента побуждает Председательствующего более тщательно и ответственно подходить к своим обязанностям. Обычной картиной в реально разнородных коллегиальных органах бывает следующее: выносится предложение организатора заседания, большое количество недовольных заявляет о несогласии с этим предложением, но каждый предлагает свою формулировку. Организатор, он же Председательствующий, вместо того, чтобы отказаться от своего предложения или усовершенствовать его, играет на мелких разногласиях между оппонентами, зная, что их голоса при голосовании «распылятся».

Впрочем, для определения, являются ли предложения альтернативными или взаимодополняющими, требуется умение и желание анализировать, логически мыслить, уметь формулировать противоположные утверждения. Это не так просто. Если Председательствующий не может отличить альтернативные утверждения от дополняющих, то на основании предлагаемого проекта Регламента, ему помогут сделать это другие члены Комиссии. Важно, что эта норма ПОВЫСИТ КАЧЕСТВО ПРИНИМАЕМЫХ КОМИССИЕЙ РЕШЕНИЙ.

[10] Строго говоря, более двух альтернативных утверждений не бывает. Но это верно только для простых утверждений. Утверждения, рассматриваемые комиссией обычно бывают сложными (состоящими из нескольких утверждений обязывающего характера). Поэтому не всегда бывает достаточно легко разделить утверждения на строго альтернативные, кроме того, процесс разделения утверждений на альтернативные занимает время, экспоненциально зависящее от сложности утверждений. Как следствие часто приходится голосовать сразу более двух утверждений, которые «более менее альтернативны». Но в этом случае разные утверждения из группы голосуемых утверждений могут иметь разную степень близости, поэтому оказывается бессмысленным голосовать их, имея один голос для каждого голосующего (см., например, монографию Б.Г.Миркина «Проблема группового выбора»). Комиссия, в которой всего 14 человек может позволить себе двухтуровое открытое голосование.

Цель этой нормы -  та же, что и нормы в предпредыдущем абзаце. Более того, если бы мы могли строго выделять альтернативные утверждения, то вместо этих абзацев можно было бы написать: «голосование проводится только по утверждению и его альтернативе».

[11] П.п.13,14 ст.28 ФЗ.

[12] П.п г) п.22 ст.29 ФЗ.

Титульный лист | Что нового? | Текущий архив | Заседания МГИК | Законы о выборах | Ссылки | О нас | Часто задаваемые вопросы | Устав МОИ | Учредители МОИ | Аналитические заметки | Методика контроля | Гостевая книга | Почтовый ящик МОИ

This document maintained by lahta-m@votas.ru
Material Copyright © 2001
Вячеслав Румянцев