|
|
|||||||||||
|
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА к Постановлению Центральной избирательной комиссии Российской Федерации О Разъяснениях о порядке применения пункта 17 статьи 17 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" Всем памятны претензии, которые были предъявлены к Центральной избирательной комиссии Российской Федерации в связи со значительными колебаниями численности избирателей в период подготовки и проведения федеральных выборов 2007-2008 годов. Резкое увеличение численности избирателей в день голосования (более чем на 1,5 миллиона человек) было отмечено не только средствами массовой информации, но и в Особом мнении члена ЦИК РФ Колюшина Е.И. Удивление и критику злонамеренной общественности вызвало также резкое уменьшение численности избирателей - на 2 миллиона человек - по прошествии всего трех месяцев после выборов депутатов, на выборах Президента РФ. ЦИК РФ в своем объяснении за подписью члена ЦИК РФ Кулясовой Н.А. фактически признал некачественную работу избирательных комиссий при составлении списка избирателей на выборах депутатов Государственной Думы ФС РФ в 2007 году. Как показывают исследования[1], основной вклад в резкий рост числа избирателей в день голосования на выборах депутатов Государственной Думы внесло голосование избирателей, находящихся в местах временного пребывания, но не исключенных из списка избирателей по месту жительства. Основания для включения избирателя, находящегося в месте временного пребывания, в список избирателей установлены статьей 17 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее – Федеральный закон). Как показывает практика российских выборов, применение пункта 17 этой статьи вызывает у избирательных комиссий значительные затруднения, что связано с недостаточной законодательной определенностью устанавливаемых этим пунктом норм. Кроме того, имеются неоднократные случаи нарушения требований указанного пункта. Особенно следует отметить следующие правовые неопределенности пункта 17 статьи 17 Федерального закона: - не определены сведения, которые избиратель, подающий заявление о включении его в список избирателей на основании пункта 17 ст.17 Федерального закона, должен указать в своем заявлении; - неясно, следует ли выполнять требование о передаче информации о включении избирателя в список избирателей «через соответствующую территориальную комиссию, если при проведении муниципальных выборов территориальные избирательные комиссии не задействованы в них; - при совмещении выборов неясно, должен ли избиратель включаться в список избирателей по всем выборам, или только по тем, которые проводятся на территории, в которую входит место жительства избирателя; как поступать, если список избирателей един для всех проводимых выборов; аналогичная проблема возникает при проведении голосования на выборах по смешанной избирательной системе; - не предусмотрены меры контроля исключения из списка избирателей, включенных в список на другом избирательном участке.
В связи с этим и с целью избежать ошибок и нарушений, допускаемых избирательными комиссиями при реализации п.17 ст.17 Федерального закона, предлагается принять Постановление Центральной избирательной комиссии РФ, разъясняющее указанную норму. Предлагаемый проект Постановления носит нормативный характер и разъясняет применение пункта 17 статьи 17 Федерального закона на всех выборах в Российской Федерации. Для упрощения текста проект не предусматривает регулирование на референдумах в Российской Федерации. Предлагаемый проект Постановления предусматривает полную инструкцию по действиям избирательных комиссий при реализации п.17 ст.17 Федерального закона и направлен на: - уточнение порядка приема заявлений о включении избирателя в список избирателей; - уточнение порядка принятия решения о включении избирателя в список избирателей и порядка включения избирателя в список; - разъяснение порядка передачи сведений о включении в список избирателей от нижестоящих комиссий к вышестоящим и в обратную сторону, а также передачи таких сведений о военнослужащих; - уточнение порядка исключения из списка избирателей; - разъяснение порядка отчетности избирательных комиссий о включении и исключении из списка избирателей; - уточнение порядка голосования избирателей, включенных в список избирателей на основании пункта 17 статьи 17 Федерального закона.
Член Секции организации избирательного процесса Научно-методического Совета при ЦИК РФ А.Ю.Бузин
Проект (редакция от 30.05.11)
ЦЕНТРАЛЬНАЯ ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ КОМИССИЯ ПОСТАНОВЛЕНИЕ
Москва О Разъяснениях о порядке применения пункта 17 статьи 17 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" На основании пункта 9 статьи 21 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и в целях реализации статей 4, 15, 17 и 64 указанного Федерального закона Центральная избирательная комиссия Российской Федерации постановляет: 1. Утвердить Разъяснения о порядке применения пункта 17 статьи 17 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" на выборах в Российской Федерации (Приложение). 2. Избирательным комиссиям субъектов Российской Федерации провести соответствующую работу по доведению до сведения нижестоящих избирательных комиссий настоящего Постановления. 3. Опубликовать настоящее постановление в журнале «Вестник Центральной избирательной комиссии Российской Федерации».
Приложение Разъяснения о порядке применения пункта 17 статьи 17 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" на выборах в Российской Федерации
I. Общие положения 1. В соответствии с пунктом 17 статьи 17 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее – Федеральный закон) участковая избирательная комиссия своим решением может включить в список избирателей своего избирательного участка избирателя, находящегося в месте временного пребывания, работающего на предприятии с непрерывным циклом работы и занятого на отдельных видах работ, где невозможно уменьшение продолжительности работы (смены), а также избирателя из числа военнослужащих, находящегося вне места расположения воинской части, по личному письменному заявлению, поданному в участковую комиссию не позднее чем за три дня до дня голосования. Информация об этом передается в участковую комиссию, где данный избиратель включен в список избирателей по месту жительства, через соответствующую территориальную комиссию (если место жительства избирателя находится на территории того же субъекта Российской Федерации) либо избирательную комиссию субъекта Российской Федерации (если место жительства избирателя находится на территории другого субъекта Российской Федерации). Участковая комиссия в графе "Особые отметки" списка избирателей делает отметку: "Включен в список избирателей на избирательном участке N" с указанием номера избирательного участка и при необходимости наименования субъекта Российской Федерации. II. Заявление о включении в список избирателей 2. В соответствии с пунктом 2 статьи 11.1 Федерального закона последним днем подачи заявления о включении в список избирателей в участковую избирательную комиссию является среда перед воскресеньем, которое является днем голосования. 3. Заявление о включении в список избирателей подается в участковую избирательную комиссию избирателем лично и в письменном виде, при этом в заявлении должно быть указано: 3.1 Фамилия, имя и отчество избирателя 3.2 Паспортные данные избирателя: серия и номер паспорта, название и код органа, выдавшего паспорт, дата выдачи паспорта. Для военнослужащих, проходящих действительную воинскую службу и не имеющих в день голосования возможности предъявить свой паспорт, вместо паспортных данных указываются номер воинского билета и номер воинской части, в которой военнослужащий проходит службу. 3.3 Место жительства избирателя с указанием субъекта Федерации и адреса, соответствующего отметке в паспорте избирателя. 3.4 Причина подачи заявления и подтверждающие сведения: 3.4.1 Для граждан, временно пребывающих на территории избирательного участка, в качестве причины указывается временное пребывание, а в качестве подтверждающих сведений - название органа, выдавшего справку о временной регистрации, и срок регистрации; 3.4.2 Для гражданина, работающего на предприятии с непрерывным циклом работы и занятого на отдельных видах работ, где невозможно уменьшение продолжительности работы (смены), в качестве причины указывается работа в день голосования, а в качестве подтверждающих сведений - название и адрес предприятия, должность на этом предприятии; 3.4.3 Для военнослужащего, находящегося вне места расположения воинской части указывается только причина - «нахождение в день голосования вне расположения воинской части». 3.5 Дата подачи заявления 3.6 Подпись избирателя, от имени которого подается заявление. 4. Прием заявления может быть осуществлен любым членом участковой избирательной комиссии в любое время работы комиссии, но не позднее, чем за три дня до дня голосования. В случае представления заявления позднее, чем за три дня до дня голосования, заявление не принимается. Принимающий заявление член участковой избирательной комиссии проставляет на нем запись «Принято», указывает дату и время приема заявления, ставит свою подпись и ее расшифровку. По требованию заявителя на копии заявления, представленной заявителем, член комиссии, принявший заявление, обязан поставить запись «Оригинал заявления принят», дату и время приема заявления, свою подпись и ее расшифровку. III. Решение о включении в список избирателей 5. Решение о включении в список избирателей принимается участковой комиссией коллегиально не позднее, чем за два дня до дня голосования. Заседание комиссии правомочно, если в нем принимают участие более половины от установленного числа членов комиссии с правом решающего голоса. Решение принимается простым большинством голосов. 6. Каждое заявление рассматривается отдельно. При рассмотрении вопроса о включении в список избирателей члены комиссии устанавливают наличие активного избирательного права данного избирателя на территории избирательного округа, в который входит данный избирательный участок. Если место жительства избирателя находится в пределах избирательного округа, в котором данная участковая избирательная комиссия организует и проводит выборы, то данный избиратель включается в список избирателей по данному избирательному округу. 7. В случае если комиссия принимает решение о включении гражданина в список избирателей, он включается в список дополнительно. 8. При включении избирателя в список избирателей в соответствующие графы вносятся: 8.1 Фамилия, имя отчество избирателя; 8.2 Место жительства избирателя, указанное в заявлении о включении в список избирателей; 8.3 Специальная отметка «Включен в список на основании п.17 ст.17 ФЗ «Об основных гарантиях…», в которой также указывается дата подачи заявления. 9. Если выборы проводятся с использованием более чем одного вида бюллетеней, а список избирателей является единым для нескольких видов бюллетеней и избиратель должен быть внесен в этот список, избиратель включается в список для получения только тех избирательных бюллетеней, которые дают возможность принять участие в голосовании по тому избирательному округу, в котором находится место жительства избирателя. С этой целью поля списка, которые предназначены для подписи избирателя за получение бюллетеня для голосования по избирательному округу, в который место жительства избирателя не входит, крестообразно перечеркиваются. При составлении протокола об итогах голосования по данному виду бюллетеней в общем числе избирателей (строка 1 протокола) избиратель, включенный в список, но не имевший права, голосовать данным видом бюллетеня (то есть избиратель, у которого поле для подписи за получение данного вида бюллетеня перечеркнуто), не учитывается. 10. Участковая избирательная комиссия немедленно после включения избирателя в список избирателей на основании п.17 ст. 17 Федерального закона, передает в письменном (электронном) виде в указанную в пункте 12 настоящих Разъяснений избирательную комиссию сведения об этом избирателе. Передаваемые сведения содержат: 10.1. фамилию, имя и отчество избирателя; 10.2. его место жительства, а для военнослужащих – дополнительно, - номер воинской части; 10.3. номер избирательного участка, на котором данный избиратель включен в список избирателей; 10.4. при проведении федеральных выборов - название субъекта Федерации, в котором находится этот избирательный участок. IV. Порядок передачи информации о включении в список избирателей на основании п.17 ст.17 Федерального закона (сведения, указанные в пункте 10 настоящих Разъяснений) 11. Сведения передаются от нижестоящих избирательных комиссий к вышестоящим и обратно немедленно после их получения в письменном (электронном) виде. Нижестоящей избирательной комиссии передаётся только та часть сведений, которая касается избирателей, имеющих место жительства на территории, подведомственной данной избирательной комиссии. 12. Участковая избирательная комиссия передает сведения в объеме, указанном в пункте 10 настоящих Разъяснений, в вышестоящую территориальную избирательную комиссию. При проведении муниципальных выборов, в организации которых не принимают участие территориальные комиссии (либо если они принимают участие только в качестве комиссий, на которые возложены полномочия других комиссий), эти сведения передаются участковыми комиссиями в организующую выборы избирательную комиссию муниципального образования. 13. Территориальная избирательная комиссия 13.1. При получении сведений от нижестоящей избирательной комиссии передает их в вышестоящую избирательную комиссию субъекта Федерации, а при проведении муниципальных выборов – в вышестоящую комиссию муниципального образования (если полномочия такой муниципальной комиссии не возложены на данную территориальную комиссию). 13.2. При получении сведений от вышестоящей избирательной комиссии или от командира воинской части передает их в соответствующие нижестоящие участковые избирательные комиссии. 14. Избирательная комиссия муниципального образования 14.1. Если избирательная комиссия муниципального образования (или территориальная комиссия, на которую возложены ее полномочия) является непосредственно вышестоящей по отношению к участковым избирательным комиссиям, данная избирательная комиссия муниципального образования передает полученные от нижестоящих участковых комиссий сведения соответствующим нижестоящим участковым комиссиям. 14.2. Если избирательная комиссия муниципального образования является вышестоящей по отношению к одной или нескольким территориальным комиссиям, то при получении сведений от нижестоящих территориальных избирательных комиссий она: 14.2.1. Передает эти сведения в соответствующие нижестоящие территориальные избирательные комиссии; 14.2.2. Передает сведения о военнослужащих, проходящих службу в воинских частях, расположенных на территории данного муниципального образования, командирам соответствующих воинских частей. 15. Избирательная комиссия субъекта Федерации 15.1. При проведении региональных выборов при получении сведений от нижестоящих территориальных избирательных комиссий: 15.1.1. Передает эти сведения в соответствующие нижестоящие территориальные избирательные комиссии; 15.1.2. Передает сведения о военнослужащих, проходящих службу в воинских частях, расположенных на территории данного субъекта Федерации, командирам соответствующих воинских частей. 15.2. При проведении федеральных выборов при получении сведений от нижестоящих территориальных избирательных комиссий: 15.2.1. Передает часть этих сведений, а именно – сведения об избирателях, имеющих место жительства вне территории данного субъекта Федерации, а также сведения о военнослужащих, проходящих воинскую службу в частях, расположенных вне данного субъекта Федерации, в Центральную избирательную комиссию Российской Федерации. 15.2.2. Передает другую часть этих сведений, а именно – сведения об избирателях, имеющих место жительства на территории данного субъекта Федерации в соответствующие нижестоящие территориальные избирательные комиссии; 15.2.3. Передает сведения о военнослужащих, проходящих службу в воинских частях, расположенных на территории данного субъекта Федерации, командирам соответствующих воинских частей. 15.3. При проведении федеральных выборов при получении сведений от Центральной избирательной комиссии Российской Федерации: 15.3.1. Передает эти сведения в соответствующие нижестоящие территориальные избирательные комиссии; 15.3.2. Передает сведения о военнослужащих командирам соответствующих воинских частей. 16. Центральная избирательная комиссия Российской Федерации, получив сведения от нижестоящих комиссий субъектов Федерации, передает эти сведения в соответствующие избирательные комиссии субъектов Федерации. При этом Центральная избирательная комиссия Российской Федерации предварительно устанавливает, в каких субъектах Российской Федерации находятся воинские части, в которых служат военнослужащие, о которых получены указанные сведения. 17. Командир воинской части, получивший от избирательной комиссии сведения о включении военнослужащего в список избирателей на основании п.17 ст. 17 Федерального закона, проверяет, был ли данный военнослужащий внесен им в список избирателей на основании п.6 ст.17 Федерального закона. Если данный факт имел место, командир воинской части сообщает о нем в территориальную избирательную комиссию, в которую он передал сформированный им список избирателей. V. Исключение избирателей из списка избирателей 18. Председатель участковой избирательной комиссии или лицо, его заменяющее, получившие от вышестоящей избирательной комиссии сведения о включении избирателя в список избирателей на другом избирательном участке на основании пункта 17 статьи 17 Федерального закона, исключает его из списка избирателей своей комиссии, вычеркивая соответствующую графу в списке, и не учитывает его при подсчете общего числа избирателей. При этом в графу "Особые отметки" списка избирателей вносится отметка: "Включен в список избирателей на избирательном участке N" с указанием номера избирательного участка и при необходимости наименования субъекта Российской Федерации, проставляется подпись лица, внесшего отметку и дата внесения отметки. При совмещении выборов, если участковая избирательная комиссия использует несколько списков избирателей, избиратель исключается из всех списков избирателей данной участковой комиссии. 19. Участковая избирательная комиссия, получившая от вышестоящей избирательной комиссии сведения о включении избирателя в список избирателей на другом избирательном участке на основании пункта 17 статьи 17 Федерального закона и обнаружившая, что данный избиратель уже исключен из ее списка избирателей, немедленно сообщает об этом в указанную в пункте 12 настоящих Разъяснений вышестоящую избирательную комиссию. Дальнейшая передача этого сообщения в соответствующую участковую избирательную комиссию осуществляется в порядке, предусмотренном разделом IV настоящих Разъяснений. На основании такого полученного сообщения участковая избирательная комиссия, включившая избирателя в список избирателей, исключает его из списка избирателей.
VI. Учет включенных и исключенных избирателей 20. Участковая избирательная комиссия накануне дня голосования передает в вышестоящую комиссию, из которой к ней поступили сведения о включении избирателей на других избирательных участках на основании п.17 ст.17 Федерального закона, данные о количестве избирателей, исключенных на этом основании из ее списка избирателей. 21. Территориальная избирательная комиссия, получившая сведения о количестве избирателей, исключенных из списка избирателей нижестоящими участковыми избирательными комиссиями, и не позднее, накануне дня голосования передает их в вышестоящую избирательную комиссию (если таковая предусмотрена законом на данных выборах). 22. Организующая выборы избирательная комиссия муниципального образования (или избирательная комиссия, на которую возложены ее полномочия) при проведении муниципальных выборов или избирательная комиссия субъекта Федерации при проведении региональных и федеральных выборов не позднее времени начала голосования обнародует сведения, перечисленные в пунктах 22.1 и 22.2 настоящих Разъяснений. Избирательная комиссия муниципального образования осуществляет такое обнародование посредством размещения сведений в помещении комиссии или рядом с ним, а избирательная комиссия субъекта Федерации – посредством размещения сведений на своем Интернет-сайте. Указанные сведения также публикуются вместе с протоколом (протоколами) избирательной комиссии об итогах голосования. 22.1 количество избирателей на подведомственной данной комиссии территории, включенных в список избирателей в порядке, предусмотренном частью III настоящих Разъяснений, по каждому избирательному участку; 22.2 количество избирателей на подведомственной данной комиссии территории, исключенных из списка избирателей в порядке, предусмотренном частью V настоящих Разъяснений, по каждому избирательному участку . VII. Голосование избирателей, включенных в список избирателей на основании п.17 ст.17 Федерального закона 23. Избиратель, включенный в список избирателей в порядке, предусмотренном частью III настоящих Разъяснений, имеет право в день голосования проголосовать на том избирательном участке, где он включен в список избирателей. При голосовании избиратель обязан предъявить паспорт или документ его заменяющий. Член комиссии, выдающий бюллетени, обязан удостовериться в том, что сведения, указанные в списке избирателей (фамилия, имя, отчество, место жительства избирателя, а при предъявлении военного билета – номер воинской части) и сведения в паспорте избирателя или в документе, его заменяющем, совпадают. 24. Если сведения совпадают, то в список избирателей вносятся сведения о паспорте или документе, его заменяющем (серия и номер паспорта или номер воинского билета), а избирателю под подпись в списке избирателей выдаются избирательные бюллетени для голосования по тем избирательным округам, в которые входит место жительства избирателя. 25. Если сведения не совпадают, избирателю отказывают в выдаче бюллетеня (бюллетеней). [1] Наиболее подробный анализ этого вопроса приведен в книге А.Ю.Бузин, А.Е.Любарев «Преступление без наказания. Административные избирательные технологии федеральных выборов 2007-2008 годов. – М.: ЦПК «НИККОЛЛО М», 2008
|
|||||||||||
Титульный лист | Что нового? | Текущий архив | Заседания МГИК | Законы о выборах | Ссылки | О нас | Часто задаваемые вопросы | Устав МОИ | Учредители МОИ | Аналитические заметки | Методика контроля | Гостевая книга | Почтовый ящик МОИ | ||||||||||||
This
document maintained by lahta-m@votas.ru |