|
|
|||||||||||
|
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА к проекту Постановления Центральной избирательной комиссии Российской Федерации О Методических рекомендациях по реализации некоторых процедур организации голосования вне помещения для голосования
Порядок проведения голосования вне помещения для голосования устанавливается статьей 66 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", а также соответствующими статьями Федеральных законов "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации", «О выборах Президента Российской Федерации» и законов субъектов Федерации. В последнее время в законодательство были внесены важные изменения, определившие количество переносных ящиков, используемых участковой избирательной комиссией, количество избирательных бюллетеней, которые группа, осуществляющая голосование вне помещения, может взять с собой сверх количества заявок, зарегистрированных в выписке из реестра, а также изменения, направленные на реализацию избирательных прав лиц, не имеющих возможности самостоятельно заполнить бюллетень или расписаться за его получение. Тем не менее, избирательная практика свидетельствует о том, что в законе еще остаются нормативные положения, регулирующие проведение голосования вне помещения, и требующие дополнительных разъяснений. В первую очередь это касается трех процедур, практика реализации которых иногда противоречит принципам российских выборов (принципу добровольности голосования, принципу открытости и гласности работы избирательных комиссий): - передачи заявок через третьих лиц; - ознакомления членов комиссии, наблюдателей с реестром заявлений на голосование вне помещения и с выпиской из него; - составления акта о голосовании вне помещения и ознакомлении с ним наблюдателей.
1. Закон допускает передачу заявок на голосование вне помещения через третьих лиц. Очевидно, при принятии этого положения законодатель имел в виду, что избиратель, который по причине болезни или по другой причине физической неспособности прибыть в помещение для голосования, имеет право обратиться к родственнику, соседу, знакомому, что бы те передали в участковую избирательную комиссию его пожелание участвовать в голосовании. Однако, опираясь на эту норму закона, в России широко распространилась другая практика – практика составления массовых списков избирателей, которые якобы желают проголосовать вне помещения для голосования. Бывают случаи, когда в такие списки попадают избиратели без своего ведома, а иногда там оказываются и давно умершие избиратели. Такие списки составляются работниками служб социального обеспечения, врачами поликлиник, советами ветеранов, общественными активистами (старшие по подъезду, дому, поселению), а иногда даже сотрудниками избирательных штабов. Списки впоследствии передаются в соответствующую участковую избирательную комиссию. Составление таких списков инициируется обычно местной администрацией с целью повышения явки избирателей. При посещении избирателей, указанных в списках, часто оказывается, что избиратель отсутствует, либо не выражал желания принять участия в голосовании. Предусмотренный законом реестр заявлений на голосование вне помещения составляется либо путем переписывания упомянутого списка в реестр (и в этом случае – без заполнения сведений о лице, передавшем заявку), либо уже после возвращения группы с голосования вне помещения. И в том и в другом случае нарушается процедура, предусмотренная законом (пункты 2 и 3 ст. 66 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации"; далее – Закон об основных гарантиях). В данном случае, однако, более существенным представляется нарушение принципа добровольности голосования (п.3 ст. 3 Закона об основных гарантиях). Ситуация усугубляется тем, что закон не разделяет понятия письменного заявления на голосование вне помещения, подаваемого по определенной форме (п. 11 ст.66 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации") и заявку на голосование, которая может быть подана в устной (устное обращение, упоминаемое в законе) или письменной форме. В связи с этим многие руководители комиссий не различают эти понятия, что иногда порождает путаницу. 2. Закон предусматривает возможность ознакомления с реестром заявлений на голосование вне помещения всех членов избирательной комиссии и наблюдателей. При этом закон не определяет, в какой момент наблюдатели и члены комиссии могут ознакомиться с реестром. Наиболее полезным с точки зрения повышения уровня открытости и гласности в работе комиссий было бы ознакомление с реестром или с выпиской из реестра в моменты отправки и возвращения группы, проводящей голосование вне помещения (поскольку это позволяет установить, не выдавались ли бюллетени тем избирателям, которые не были включены в реестр). Однако часто именно в эти моменты в ознакомлении с реестром бывает отказано со ссылкой на отсутствие времени. С целью заранее предусмотреть возникающие в этих случаях разногласия между наблюдателями и руководителями участковой комиссии предлагается рекомендовать участковым комиссиям предъявлять наблюдателям выписку из реестра на голосование вне помещения (или сам реестр, если группа направляется на голосование вне помещения именно с реестром) непосредственно перед отправкой группы и непосредственно после прибытия группы, проводящей голосование вне помещения. 3. Закон предусматривает, что «по окончании голосования с использованием каждого переносного ящика для голосования участковая комиссия составляет акт» (п. 17 ст.67 Закона об основных гарантиях). Содержание этого акта фиксирует основные характеристики проведенного голосования вне помещения, поэтому оно представляет значительный интерес с точки зрения общественного контроля за правильностью проведения такого голосования. Тот факт, что в законе предусмотрено составление акта по окончании голосования с использованием КАЖДОГО переносного ящика, подразумевает составление акта СРАЗУ после возвращения группы, проводившей голосование вне помещения. На практике составление акта часто откладывается по неизвестным причинам и на неопределенное время, что вызывает настороженность у наблюдателей. В связи с этим предлагается рекомендовать участковым избирательным комиссиям составлять акт о голосовании вне помещения непосредственно сразу после возвращения каждой группы, проводившей такое голосование.
ЦЕНТРАЛЬНАЯ ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ КОМИССИЯ ПОСТАНОВЛЕНИЕ
Москва О Методических рекомендациях по реализации некоторых процедур организации голосования вне помещения для голосования На основании пункта 9 статьи 21 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и в соответствии со статьей 66, подпунктом г) пункта 23 статьи 29, подпунктом а) пункта 9 статьи 30 указанного Федерального закона Центральная избирательная комиссия Российской Федерации постановляет: 1. Утвердить Методические рекомендации по реализации некоторых процедур организации голосования вне помещения для голосования (Приложение). 2. Избирательным комиссиям субъектов Российской Федерации провести соответствующую работу по доведению до сведения нижестоящих избирательных комиссий настоящего Постановления. 3. Опубликовать настоящее постановление в журнале «Вестник Центральной избирательной комиссии Российской Федерации».
Приложение
Методические рекомендации по реализации некоторых процедур организации голосования вне помещения для голосования
1. Порядок проведения голосования вне помещения для голосования устанавливается статьей 66 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", а также соответствующими статьями Федеральных законов "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации", «О выборах Президента Российской Федерации» и законов субъектов Федерации. Ниже даны рекомендации по исполнению пунктов 2, 3, 4, 9, 17 указанной статьи закона, вызывающих трудности при их реализации. 2. Голосование вне помещения для голосования проводится, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 1 статьи 65 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", только на основании письменного заявления или устного обращения (в том числе переданного при содействии других лиц) избирателя, участника референдума о предоставлении ему возможности проголосовать вне помещения для голосования. Участковая комиссия регистрирует все поданные заявки (письменные заявления или устные обращения) в специальном реестре, который по окончании голосования хранится вместе со списком избирателей, участников референдума. Важным условием принятия заявки на голосование вне помещения, переданной при содействии других лиц, является тот факт, что избиратель, от имени которого подано такое заявление, самостоятельно и добровольно выразил желание участвовать в голосовании. Заявка на голосование вне помещения, переданная при содействии других лиц должна содержать следующие сведения: - причину, по которой избиратель, участник референдума не может прибыть в помещение для голосования; - фамилию, имя, отчество избирателя, участника референдума, заявившего о своем желании проголосовать вне помещения для голосования, - адрес его места жительства, а в случае, если избиратель имеет открепительное удостоверение, дающее ему право голосовать на территории данного избирательного участка – также адрес его местонахождения; - фамилию, имя, отчество лица, передавшего заявление о голосовании вне помещения; - адрес места жительства лица, передавшего заявление о голосовании вне помещения. Указанные данные вносятся в реестр заявлений на голосование вне помещения сразу при их получении. Член участковой избирательной комиссии, принявший заявку на голосование вне помещения, ставит в реестре свою подпись. В случае если заявка на голосование вне помещения не содержит указанных данных, она не принимается и в реестр не вносится. Член комиссии, принимающий заявку на голосование вне помещения, обязан обратить внимание лица, передающего заявку, на это обстоятельство и по возможности должен выяснить все указанные данные.
3. При осуществлении голосования вне помещения для голосования используется реестр заявлений на голосование вне помещения, либо заверенная выписка из него, содержащая необходимые данные об избирателе, участнике референдума и о поступившей заявке на голосование вне помещения для голосования. Члены участковой комиссии, проводящие голосование вне помещения для голосования, вправе выдать бюллетени только тем избирателям, участникам референдума, заявки которых зарегистрированы в реестре заявлений на голосование вне помещения. Непосредственно перед выездом (выходом) группы, осуществляющей голосование вне помещения, председатель комиссии предъявляет членам комиссии, наблюдателям, другим лицам, указанным в пункте 1 статьи 30 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", реестр или выписку из реестра, с которым (с которой) группа направляется на проведение голосования вне помещения для голосования, а также оглашает число избирателей, внесенных в этот реестр или выписку. Сразу после возвращения группы, проводившей голосование вне помещения для голосования, в помещение участковой избирательной комиссии, председатель комиссии объявляет о ее возвращении, предъявляет членам комиссии, наблюдателям, другим лицам, указанным в пункте 1 статьи 30 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" реестр или выписку из реестра, с которой группа направлялась на проведение голосования вне помещения, а также заявления, полученные этой группой от избирателей.
4. По окончании голосования с использованием каждого переносного ящика для голосования участковая комиссия составляет акт, в котором указываются количество бюллетеней, выданных членам участковой комиссии с правом решающего голоса, проводившим голосование вне помещения для голосования, количество письменных заявлений избирателей, участников референдума о предоставлении им возможности проголосовать вне помещения для голосования, количество выданных избирателям, участникам референдума и возвращенных (неиспользованных, испорченных избирателями, участниками референдума) бюллетеней, а также сведения о членах участковой комиссии с правом решающего голоса, проводивших голосование вне помещения для голосования, членах участковой комиссии с правом совещательного голоса и наблюдателях, присутствовавших при проведении голосования вне помещения для голосования. Указанный акт составляется членами участковой комиссии, проводившими голосование вне помещения, непосредственно сразу после возвращения их в помещение участковой комиссии группы, проводившей голосование вне помещения для голосования. При составлении этого акта имеют право присутствовать другие члены избирательной комиссии, наблюдатели, лица, указанные в пункте 1 статьи 30 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации". Они также имеют право ознакомиться с содержанием этого акта после его составления.
|
|||||||||||
Титульный лист | Что нового? | Текущий архив | Заседания МГИК | Законы о выборах | Ссылки | О нас | Часто задаваемые вопросы | Устав МОИ | Учредители МОИ | Аналитические заметки | Методика контроля | Гостевая книга | Почтовый ящик МОИ | ||||||||||||
This
document maintained by lahta-m@votas.ru |