|
|
|||||||||||
|
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА к Постановлению Центральной избирательной комиссии Российской Федерации О Разъяснениях о проведении фотосъемки, видеосъемки и аудиозаписи во время работы участковой избирательной комиссии Избирательное законодательство Российской Федерации не устанавливает в явном виде права наблюдателей, других лиц, перечисленных в пункте 1 статьи 30 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" и имеющих право присутствовать в день голосования и при подсчете голосов (за исключением представителей средств массовой информации), производить фото-и видеосъемку и аудиозапись. С другой стороны, оно не только не запрещает это делать, но и в своей взаимосвязи с другими законами Российской Федерации, в том числе с Конституцией Российской Федерации, фактически устанавливает такое право. Часть 4 статьи 29 Конституции РФ гласит, что «каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Перечень сведений, составляющих государственную тайну, определяется федеральным законом». Пункт 5 статьи 3 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" устанавливает, что «деятельность комиссий при подготовке и проведении выборов, референдума, подсчете голосов, установлении итогов голосования, определении результатов выборов, референдума осуществляется открыто и гласно». Среди ограничений, установленных для наблюдателей пунктом 10 статьи 30 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" запретов на фото-или видеосъемку, на аудиозапись не имеется. В соответствии с пунктом 12 статьи 64 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" фото-и видеосъемка, аудиозапись также не является основанием для отстранения члена комиссии от работы, либо удаления гражданина из помещения для голосования, если они не сопряжены с нарушением избирательного законодательства. Центральная избирательная комиссия Российской Федерации неоднократно обращала внимание нижестоящих избирательных комиссий на право наблюдателей и других лиц, имеющих право присутствовать в помещении для голосования, осуществлять фото-и видеосъемку при проведении голосования и подсчете голосов. Так, например, в Постановлении ЦИК РФ от 08 июня 2007 года №15/128-5 в пункте 2.3.5 сказано: «Наблюдатели и иные лица, которые в соответствии с нормами Федерального закона о выборах депутатов Государственной Думы имеют право присутствовать при подсчете голосов, занимают места, определенные соответствующей избирательной комиссией, позволяющие им … вести фото- и видеосъемку процесса голосования, процедуры подсчета голосов избирателей, не допуская при этом нарушений тайны голосования и не препятствуя работе избирательной комиссии». О возможности наблюдателей производить фото- и видеосъемку сказано и в Рабочем блокноте члена участковой избирательной комиссии, изданном и утвержденном ЦИК РФ для выборов депутатов Государственной думы V созыва (см. стр.46 Рабочего блокнота), а также в ответе секретаря ЦИК РФ Е.Н.Конкина в ответ на обращение гражданина Н.Ф.Кутупова от 05.12.2008. Возможность проведения аудиозаписи также является фактором повышения открытости и гласности работы избирательных комиссий. Следует отметить, что аудиозапись очень часто бывает неотделима от видеосъемки. При рассмотрении вопроса о возможности проведения фото-и видеосъемки, аудиозаписи во время работы избирательной комиссии особо следует отметить, что проведение выборов является публичным мероприятием, участие в котором является добровольным. Полная открытость и гласность при проведении выборов содействует укреплению самого института выборов, повышению их авторитета. Фото-и видеосъемка и аудиозапись позволяют более объективно оценить претензии, предъявляемые к организаторам выборов и привлечь к ответственности лиц, которые нарушают избирательное законодательство или распространяют недостоверные сведения о таких нарушениях. При проведении публичных мероприятий фото-и видеосъемка, аудиозапись не могут нарушить конституционный принцип неприкосновенности частной жизни, а также другие охраняемые законом права граждан и государства.
Вопреки указанным выше правовым обстоятельствам, некоторые избирательные комиссии, в первую очередь – участковые, запрещают наблюдателям и другим лицам, которые имеют право присутствовать при подсчете голосов, производить фото- и видеосъемку. Более того проведение фото-и видеосъемки часто является основанием для удаления из помещения для голосования, из здания, где производится голосование или подсчет голосов, указанных лиц. Бывают случаи, когда участковые избирательные комиссии принимают решения типа «Запретить фото- и видеосъемку». Зачастую решения обосновываются не соответствующей действительности ссылкой на нарушение тайны голосования или на нарушение законодательства о персональных данных. В некоторых случаях делается ссылка на неприкосновенность частной жизни, не имеющая оснований, поскольку речь идет о публичных действиях, производимых в публичном месте. Также имеются случаи запрета производить аудиозапись бесед с организаторами выборов.
Особенно следует отметить, что избирательные комиссии не несут никакой ответственности за незаконный запрет фото- и видеосъемки и даже за удаление наблюдателей в связи с этим. Апеллирование к указанным постановлениям ЦИК РФ, организаторы выборов парируют тем, что указанные постановления относятся к конкретным выборам 2007 года. Другим аргументом является ссылка на прямое указание в законе возможности проведения фото- и видеосъемки представителями СМИ, с дальнейшим развитием сомнительного логического заключения о том, что разрешение для одной категории лиц влечет за собой запрет для другой категории лиц. Понятно, что ссылка на Конституцию РФ на организаторов выборов, также как и на большинство российских правоохранителей, не производит вообще никакого впечатления.
В связи с изложенным представляется необходимым принять Постановление Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, разъясняющее возможности проведения фото- и видеосъемки, а также аудиозаписи наблюдателями и лицами, перечисленными в пункте 1 статьи 30 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" в период работы участковой избирательной комиссии в день голосования и при подсчете голосов. При этом Постановление должно быть применимо ко всем видам выборов и референдумов, проводимых в Российской Федерации на основании избирательного законодательства. Проект такого Постановления и предлагается.
А.Бузин
ЦЕНТРАЛЬНАЯ ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ КОМИССИЯ ПОСТАНОВЛЕНИЕ
Москва О Разъяснениях о проведении фотосъемки, видеосъемки и аудиозаписи во время работы участковой избирательной комиссии На основании пункта 9 статьи 21 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и в целях реализации принципов свободы получения информации, открытости и гласности работы избирательных комиссий, статей 3, 30 указанного Федерального закона Центральная избирательная комиссия Российской Федерации постановляет: 1. Утвердить Разъяснения о проведении фотосъемки, видеосъемки и аудиозаписи во время работы участковой избирательной комиссии (Приложение). 2. Избирательным комиссиям субъектов Российской Федерации провести соответствующую работу по доведению до сведения нижестоящих избирательных комиссий настоящего Постановления. 3. Опубликовать настоящее постановление в журнале «Вестник Центральной избирательной комиссии Российской Федерации».
Приложение
Разъяснения о проведении фотосъемки, видеосъемки и аудиозаписи во время работы участковой избирательной комиссии 1. Пункт 11 ст. 30 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее – «Закон о гарантиях») в явном виде предусматривает возможность проведения фото- и видеосъемки представителями СМИ. Данная норма дублирует одну из гарантий профессиональной деятельности журналистов, установленные Федеральным законом «О средствах массовой информации». 2. В соответствии с частью 4 статьи 29 Конституции Российской Федерации, пунктом 5 статьи 3, пунктами 1 и 3 статьи 30 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" любые лица, имеющие право в соответствии с законом находиться в день голосования и при подсчете голосов в помещении, где избирательная комиссия осуществляет избирательные действия, могут осуществлять фото-и видеосъемку, а также проводить аудиозапись, не нарушая тайны голосования. В частности, разрешается проведение фото- и видеосъемки процессов выдачи бюллетеней, опускания их в урну (с расстояния не позволяющего определить отметки в бюллетене), всего процесса подсчета голосов, составления протокола, рассмотрения жалоб и заявлений, упаковки документов и других процедур подведения итогов голосования, а также фото- и видеосъемки оборудования и оформления избирательного участка, документов, имеющих непосредственное отношение к выборам. Разрешается производить аудиозапись процессов организации и проведения голосования, подсчета голосов, составления протокола об итогах голосования за пределами мест, оборудованных для тайного голосования избирателей. Разрешается производить аудиозапись бесед с руководителями избирательной комиссии, другими лицами, находящимися в помещении для голосования и подсчета голосов. Запрещается фото-и видеосъемка избирателей в процессе проставления ими отметок в избирательных бюллетенях, а также бюллетеней, принадлежность которых может быть идентифицирована с помощью такой фото-и видеосъемки. Запрещается осуществлять аудиозапись внутри кабинок для голосования избирателей. 3. При осуществлении фото- и видеосъемки документов, содержащих персональные данные, председатель избирательной комиссии или лицо, его замещающее, обязан предупредить лицо, производящее фото- и видеосъемку, об ответственности за распространение и незаконное использование персональных данных в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации «О персональных данных».
|
|||||||||||
Титульный лист | Что нового? | Текущий архив | Заседания МГИК | Законы о выборах | Ссылки | О нас | Часто задаваемые вопросы | Устав МОИ | Учредители МОИ | Аналитические заметки | Методика контроля | Гостевая книга | Почтовый ящик МОИ | ||||||||||||
This
document maintained by lahta-m@votas.ru |