|
|
|||||||||||
|
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА к Постановлению Центральной избирательной комиссии Российской Федерации О документах, подтверждающих полномочия наблюдателя, члена избирательной комиссии с правом совещательного голоса Практика проведения российских выборов выявила несколько проблем, связанных с документами, подтверждающими полномочия наблюдателя и члена комиссии с правом совещательного голоса. Часть этих проблем лежит в области правоприменительной практики, часть обусловлена недоопределенностью законодательства. Так, в Федеральном законе "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" не определена форма и содержание уведомления о назначении члена комиссии с правом совещательного голоса (хотя содержание аналогичного документа для наблюдателя в указанном законе описано). В связи с этим, там, где законодатель не позаботился описать документы о назначении члена комиссии с правом совещательного голоса, иногда возникают избыточные претензии со стороны избирательных комиссий к форме и содержанию уведомлений о назначении членов комиссии с совещательным голосом (не указан тот или иной реквизит, нет согласия о назначении и т.д.). К форме документа о назначении члена комиссии или наблюдателя иногда предъявляются незаконные требования (например, чтобы направление наблюдателя было озаглавлено именно как «Направление» или чтобы подпись кандидата была заверена в вышестоящей комиссии). Неясен также вопрос о том, какие документы подтверждают полномочия наблюдателей в случае, если им не выдается специальное удостоверение. С этим связана проблема допуска наблюдателей в помещения, где производится подведение итогов голосования. Законом не определено, является ли документ, представляемый в комиссию (направление наблюдателя, уведомление о назначении члена с совещательным голосом) документом предъявителя или комиссии. Большой проблемой обеспечения избирательных прав является регулярное, почти повсеместно наблюдаемое явление «невозможности» приглашения наблюдателей, членов с совещательным голосом на составление повторного протокола или на повторный подсчет голосов. Предлагаемый проект Разъяснений призван устранить перечисленные неопределенности закона и еще раз напомнить организаторам выборов об установленном законом порядке реализации полномочий наблюдателей и членов комиссий с правом совещательного голоса. В проекте, в частности, предлагается установить максимальный объем требований к содержанию уведомления о назначении члена комиссии с правом совещательного голоса, определить содержание данных о наблюдателе, члене с совещательным голосом, вносимых в реестр присутствующих на избирательном участке. Проект также предполагает дополнительные пояснения по законодательным нормам, которые, как показала практика, в недостаточной степени усвоены избирательными комиссиями.
А.Бузин
ЦЕНТРАЛЬНАЯ ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ КОМИССИЯ ПОСТАНОВЛЕНИЕ
Москва О документах, подтверждающих полномочия наблюдателя, члена избирательной комиссии с правом совещательного голоса На основании пункта 9 статьи 21 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и в соответствии с пунктом 7 статьи 30, пунктом 20 статьи 29 указанного Федерального закона Центральная избирательная комиссия Российской Федерации постановляет: 1. Утвердить Разъяснения «О документах, подтверждающих полномочия наблюдателя, члена избирательной комиссии с правом совещательного голоса» (Приложение). 2. Избирательным комиссиям субъектов Российской Федерации провести соответствующую работу по доведению до сведения нижестоящих избирательных комиссий настоящего Постановления. 3. Опубликовать настоящее постановление в журнале «Вестник Центральной избирательной комиссии Российской Федерации».
Приложение Разъяснения О документах, подтверждающих полномочия наблюдателя, члена избирательной комиссии с правом совещательного голоса 1. Порядок назначения наблюдателя, допуска наблюдателя в помещение, где избирательной комиссией производятся избирательные действия, полномочия наблюдателя определяются пунктами 4-10 статьи 30 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации". Избирательным комиссиям следует обратить особенное внимание на следующие положения закона: - наблюдатель должен быть допущен в помещение для голосования, в помещение, где производится подсчет голосов в любое время до получения соответствующей избирательной комиссией сообщения о принятии вышестоящей комиссией протокола об итогах голосования (пункты 3 и 8 статьи 30 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации"); - документом, подтверждающим полномочия наблюдателя является направление в письменной форме, выданном субъектом назначения наблюдателей, определенным законом (пункт 7 статьи 30 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации"). Такими субъектами в зависимости от выборов или референдума могут являться: кандидат или его доверенное лицо, избирательное объединение, общественное объединение, инициативная группа по проведению референдума. При этом направление может быть составлено в произвольной форме, иметь произвольный заголовок, но должно содержать следующую информацию: 1) Номер участковой избирательной комиссии или наименование вышестоящей избирательной комиссии, в которую направляется наблюдатель; 2) Статус и наименование субъекта, направившего наблюдателя (кандидат, доверенное лицо кандидата, избирательное объединение, инициативная группа по проведению референдума, общественное объединение); 3) Данные о наблюдателе (как минимум - фамилия, имя и отчество наблюдателя, адрес его места жительства); 4) Указание на то, что отсутствуют ограничения, предусмотренные пунктом 4 статьи 30 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" или аналогичной нормой другого закона; 5) Подпись лица, направившего наблюдателя (в случае, если таковым является кандидат или его доверенное лицо), либо лица, уполномоченного направлять наблюдателя от имени избирательного объединения, инициативной группы по проведению референдума, общественного объединения. В случае если наблюдатель направлен избирательным объединением или зарегистрированным общественным объединением, направление должно быть заверено печатью этого объединения. Отсутствие в направлении любых других сведений, а также отсутствие печати на направлении, выданном кандидатом, его доверенным лицом, инициативной группой по проведению референдума не является основанием для признания направления недействительным. Наличие в направлении любых других сведений не является основанием для признания направления недействительным. Направление действительно при предъявлении наблюдателем своего паспорта или документа его заменяющего.
2. Срок полномочий наблюдателя начинается с момента получения соответствующей избирательной комиссией направления, указанного в пункте 1 настоящих Разъяснений. Направление передается в соответствующую избирательную комиссию, после чего оно становится документом этой комиссии. По требованию наблюдателя комиссия обязана заверить копию направления. Заверение производится посредством внесения в копию записи «Получено» с указанием даты получения, подписи председателя комиссии или лица его заменяющего, ее расшифровки и печати комиссии. Комиссия может, а в случае, если это предусмотрено законом – обязана, выдать наблюдателю удостоверение, заверенное подписью должностного лица комиссии и печатью комиссии.
3. Документом, подтверждающим полномочия наблюдателя, является один из трех следующих документов, действительных при предъявлении наблюдателем своего паспорта или документа, его заменяющего: а) Заверенная соответствующей комиссией копия направления наблюдателя; б) Удостоверение наблюдателя, выданное соответствующей комиссией; в) Запись в реестре лиц, присутствующих в комиссии при проведении голосования и подсчета голосов в соответствующей комиссии.
4. Порядок назначения члена комиссии с правом совещательного голоса, его полномочия определяются пунктами 20-27 статьи 29 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".
5. Срок полномочий члена избирательной комиссии с правом совещательного голоса начинается с момента получения соответствующей избирательной комиссией письменного уведомления о назначении. Уведомление о назначении члена комиссии с правом совещательного голоса может быть выдано субъектом назначения члена комиссии с правом совещательного голоса, каковыми могут быть (в зависимости от выборов или референдума) кандидат или его доверенное лицо, избирательное объединение, инициативная группа по проведению референдума. Уведомление о назначении члена комиссии с правом совещательного голоса может быть составлено в произвольной форме, иметь произвольный заголовок, но должно содержать следующую информацию: 1) Номер участковой избирательной комиссии или наименование вышестоящей избирательной комиссии, в которую направляется член комиссии с правом совещательного голоса; 2) Статус и наименование субъекта, направившего члена комиссии с правом совещательного голоса; 3) Данные о члене комиссии с правом совещательного голоса (как минимум - фамилия, имя и отчество, номер паспорта, телефон); 4) Указание на то, что отсутствуют ограничения, предусмотренные пунктом 21.1 статьи 29 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" или аналогичной нормой другого закона; 5) Подпись лица, уполномоченного подписывать уведомление о назначении члена комиссии с правом совещательного голоса. В случае если член комиссии с правом совещательного голоса назначен избирательным объединением, уведомление должно быть заверено печатью этого объединения. Отсутствие в уведомлении любых других сведений, а также отсутствие печати на уведомлении, выданном кандидатом, его доверенным лицом, инициативной группой по проведению референдума не является основанием для признания уведомления недействительным. Наличие в уведомлении любых других сведений не является основанием для признания уведомления недействительным. Уведомление действительно при предъявлении членом комиссии с правом совещательного голоса своего паспорта или документа его заменяющего. В случае, предусмотренным законом (и только в этом случае), уведомление считается действительным, если вместе с ним предъявлено письменное согласие назначаемого лица быть членом комиссии с правом совещательного голоса.
6. Уведомление о назначении члена комиссии с правом совещательного голоса передается в соответствующую избирательную комиссии, после чего оно становится документом комиссии. По требованию лица, передавшего уведомление, комиссия обязана заверить копию этого уведомления. Заверение производится посредством внесения в копию записи «Получено» с указанием даты получения, подписи председателя комиссии или лица его заменяющего, ее расшифровки и печати комиссии. Комиссия может, а в случае, если это предусмотрено законом – обязана, выдать члену комиссии с правом совещательного голоса удостоверение, заверенное подписью должностного лица комиссии и печатью комиссии.
7. Документом, подтверждающим полномочия члена комиссии с правом совещательного голоса, является один из трех следующих документов, действительных при предъявлении членом комиссии с правом совещательного голоса своего паспорта или документа, его заменяющего: а) Заверенная соответствующей комиссией копия уведомления о назначении члена комиссии с правом совещательного голоса; б) Удостоверение члена комиссии с правом совещательного голоса, выданное соответствующей комиссией; в) Запись в реестре лиц, присутствующих в комиссии при проведении голосования и подсчета голосов в соответствующей комиссии.
8. В день голосования сведения о наблюдателе, члене комиссии с правом совещательного голоса немедленно после его прибытия в помещение, где работает комиссия, вносятся в специальный реестр. В реестре указываются: - Фамилия, имя, отчество наблюдателя, члена комиссии с правом совещательного голоса; - время прибытия наблюдателя, члена комиссии с правом совещательного голоса в комиссию; - субъект назначения наблюдателя, члена комиссии с правом совещательного голоса; - телефон (телефоны) наблюдателя, члена комиссии с правом совещательного голоса для приглашения его в комиссию его при возникновении обстоятельств, установленных законом.
9. Документ, подтверждающий полномочия наблюдателя, члена комиссии с правом совещательного голоса, является безусловным основанием для допуска их в помещения, где осуществляет работу соответствующая избирательная комиссия в день голосования, при подсчете голосов, при подведении итогов голосования.
|
|||||||||||
Титульный лист | Что нового? | Текущий архив | Заседания МГИК | Законы о выборах | Ссылки | О нас | Часто задаваемые вопросы | Устав МОИ | Учредители МОИ | Аналитические заметки | Методика контроля | Гостевая книга | Почтовый ящик МОИ | ||||||||||||
This
document maintained by lahta-m@votas.ru |