Межрегиональное объединение избирателей

Титульный лист

Последние новости
ТЕКУЩИЙ АРХИВ МОИ
Законы о выборахСсылки, которые мы читаем

Rambler's Top100

Уважаемые члены Научно-методического Совета при ЦИК РФ!

Как вы помните, в течение лета я направил вам, а также секретарю Центральной избирательной комиссии Российской Федерации Н.Е.Конкину четыре проекта Постановлений ЦИК РФ, связанные с неопределенностями нашего избирательного законодательства или с негативной правоприменительной практикой. Проблемы, которые затронуты в проектах представляются актуальными, особенно в свете надвигающихся федеральных выборов, поскольку вызывают многочисленные инциденты на избирательных участках.

Тот факт, что проблемы, поднимаемые мной, оформлены уже в формате проектов Постановлений ЦИК,  как вы знаете, явился результатом нескольких попыток рассматривать эти проблемы на заседаниях секции Научно-методического Совета в другом формате, которые не привели к сколь-нибудь ощутимому результату. Постепенно, благодаря нашим совместным  с Николаем Евгеньевичем усилиям, проблемы сформировались именно в виде готовых для вынесения на заседания ЦИК проектов, то есть в таком виде, в котором их можно направлять членам комиссии, в Правовое управление и т.д.

К сожалению, результат этой работы пока подтверждает мои опасения, многократно высказывавшиеся мной на заседаниях секции: Научно-методический Совет при ЦИК РФ никоим образом не влияет ни на избирательную практику, ни даже на деятельность ЦИК. Со 2-го июня Секция организации избирательного процесса не собиралась ни разу. За это время ЦИК РФ успел принять много Постановлений, непосредственно касающихся организации избирательного процесса, которые не только не обсуждались на указанной секции, но проекты которых (за исключением проекта Рабочего блокнота) даже не были разосланы членам секции.

Перечислю содержание Постановлений, в основном касающихся организации избирательного процесса:

1)                            ИНСТРУКЦИЯ по организации единого порядка установления итогов голосования, составления протоколов избирательных комиссий, определения результатов выборов, получения, передачи и обработки информации с использованием Государственной автоматизированной системы Российской Федерации "Выборы" при проведении выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации шестого созыва;

2)                            Методические рекомендации по организации голосования
в местах временного пребывания избирателей при проведении выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации шестого созыва;

3)                            ИНСТРУКЦИЯ о составлении, уточнении и использовании списков избирателей на выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации шестого созыва и на выборах Президента Российской Федерации;

4)                            Методические рекомендации по реализации избирательных прав военнослужащих и сотрудников правоохранительных органов при проведении выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации шестого созыва;

5)                            Рекомендации по организации голосования граждан Российской Федерации, находящихся в труднодоступных или отдаленных местностях, при проведении выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации шестого созыва и выборов Президента Российской Федерации;

6)                            Комплекс мер по обеспечению информирования избирателей о федеральных списках кандидатов, выдвинувших их политических партиях и зарегистрированных кандидатах при проведении выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации шестого созыва.

 

С моей точки зрения (с точки зрения человека, посетившего сотни российских избирательных участков) некоторые из этих Постановлений требуют значительной доработки. Их главным недостатком является то, что вместо разъяснения «тонких» мест и неясностей закона, они просто дублируют его нормы. Причем в некоторых случаях делают это неоднократно. Наоборот, многие нормы закона, требующие пояснений, остаются без комментариев. В результате польза таких Постановлений представляется в первую очередь в виде отметки о выполнении пункта плана работы Центральной избирательной комиссии, а не в виде методической помощи  нижестоящим избирательным комиссиям.

Приведу два примера.

Пункт 7 статьи 79 Федерального закона "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" гласит: «После осуществления действий, указанных в частях 6 и 6.1 настоящей статьи, со списком избирателей вправе ознакомиться лица, указанные в части 5 статьи 29 настоящего Федерального закона, а члены участковой избирательной комиссии с правом совещательного голоса вправе убедиться в правильности произведенного подсчета.»

Пункт 2.8.6 Инструкции по организации единого порядка… выглядит следующим образом: «После внесения указанных данных в протокол УИК об итогах голосования и его увеличенную форму со списком избирателей вправе ознакомиться лица, перечисленные в пункте 2.3.2 настоящей Инструкции, а члены УИК с правом совещательного голоса вправе убедиться в правильности произведенного подсчета». Почувствовали разницу? Разницы никакой, хотя этот пункт требует разъяснения слов «вправе ознакомиться» и «вправе убедиться». Эти формулировки вызывают значительные, мягко говоря, затруднения на избирательных участках.

Другой пример. Может, кто-то из членов секции по организации избирательного процесса помнит сомнения руководителя секции С.В.Кабышева  относительно одного пункта моего проекта - по вопросу об исключении из «совмещенного» списка избирателей избирателя в случае подачи им заявления о голосовании на другом участке? Так вот, в Методических рекомендациях по организации голосования в местах временного пребывания … нет даже намека на то, что такая ситуация может возникнуть. Интересно, высказывал ли Сергей Владимирович своё замечание по этому поводу применительно к проекту этого постановления?

 

На заседании Секции Н.Е.Конкин не очень определенно намекал на то, что некоторые предложения из моих проектов были учтены при разработке Постановлений ЦИК РФ. Изучив Постановления ЦИК должен констатировать, что Николай Евгеньевич очень сильно преувеличил.

Действительно, один из проектов – «О Разъяснениях по вопросу о фото-и видеосъемке в день голосования и при подсчете голосов» - в большей своей части покрывается положением пункта 2.3.5 Инструкции по организации единого порядка…, хотя в моем проекте представлена более четкая формулировка, касающаяся не только этапа подсчета голосов, но и периода голосования. Тем не менее, я готов снять с рассмотрения указанный проект, чтобы уменьшить нагрузку на ЦИК РФ.

 Что же касается других проблем, затронутых в моих проектах, то они никак не разрешены многочисленными Постановлениями ЦИК РФ.

Не решена проблема, связанная с положением закона о том, что в помещении для голосования или рядом с ним должна находиться информация об имуществе и доходах кандидатов, - проблема, которой посвящен мой проект «О Разъяснениях о порядке применения подпункта д) пункта 3 статьи 61 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». Постановление ЦИК РФ от «25» мая  2011 г. № 12/127-6 («Комплекс мер по обеспечению информирования избирателей …»)  содержит, главным образом, цитирование закона, но ни о формате «информационных сведений», которые должны размещаться в помещении для голосования, ни об их изготовителе в Постановлении ничего не сказано.

Не решена проблема, рассматриваемая в моем проекте «О документах, подтверждающих полномочия наблюдателя, члена избирательной комиссии с правом совещательного голоса». В Постановлении ЦИК РФ от 03 августа 2011 г. № 23/234-6 упоминается лишь один редкий частный случай, связанный с этой проблемой.

И наконец, что особенно поражает после того, как я обнародовал в конце мая свой проект «О Разъяснениях о порядке применения пункта 17 статьи 17 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации"» - принятие ЦИКом Постановления от 10 августа 2011 г. № 24/248-6 («Методические рекомендации по организации голосования в местах временного пребывания избирателей…»). В этом Постановлении ЦИК опять не сделано разграничения между «организацией, предприятием временного пребывания» и просто «местом временного пребывания», а точнее «местом пребывания» в терминах ФЗ «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации», что не просто вызывает трудности при толковании закона, но и порождает огромные претензии к организаторам выборов. Данное Постановление ставит больше вопросов, чем дает разъяснений.

Нет в принятых Постановлениях ответов и на другие проблемы, связанные с днем голосования и подведением итогов:

- с порядком составления реестра заявлений на голосование вне помещения;

- с порядком приема протоколов УИК и составления повторных протоколов;

- с  порядком отстранения от работы членов участковых избирательных комиссий, удаления других лиц из помещения для голосования;

- с порядком ознакомления со списком избирателей;

- с порядком приема и рассмотрения обращений, заявлений, жалоб в избирательных комиссиях.

Возможно, некоторые члены ЦИК РФ не считают, что такие проблемы существуют, но такую точку зрения я не могу объяснить ни чем иным, кроме полной оторванности таких членов от реального избирательного процесса.

 

Могу предположить, что Н.Е.Конкин был введен в заблуждение работниками аппарата ЦИК, когда он говорил, что часть моих предложений учтена в Постановлениях ЦИК РФ. Однако вызывает удивление, каким образом Постановления такого качества после тщательного изучения (что, насколько я понимаю, входит в обязанности членов ЦИК РФ) вообще могут приниматься.

 

В связи с изложенным, выражаю надежду на то, что члены Научно-методического совета окажут мне в ближайший месяц-полтора (до выборов депутатов Государственной Думы РФ) всемерное содействие не только в обсуждении упомянутых проблем, но и в инициативах, связанных с принятием Центральной избирательной  соответствующих Постановлений с методическими рекомендациями. 

 

 
Титульный лист | Что нового? | Текущий архив | Заседания МГИК | Законы о выборах | Ссылки | О нас | Часто задаваемые вопросы | Устав МОИ | Учредители МОИ | Аналитические заметки | Методика контроля | Гостевая книга | Почтовый ящик МОИ

This document maintained by lahta-m@votas.ru
Material Copyright © 2001
Вячеслав Румянцев