Межрегиональное объединение избирателей

Титульный лист

Последние новости
ТЕКУЩИЙ АРХИВ МОИ
Законы о выборахСсылки, которые мы читаем

Rambler's Top100

Членам секции по вопросам организации избирательного процесса Общественного научно-методического консультативного совета при Центральной избирательной комиссии Российской Федерации

Сопредседателю Общественного научно-методического консультативного совета при Центральной избирательной комиссии Российской Федерации

С.А.Филатову

 Копия: Сопредседателю Общественного научно-методического консультативного совета при Центральной избирательной комиссии Российской Федерации

В.Е.Чурову

 

Уважаемые члены секции по вопросам организации избирательного процесса Общественного научно-методического консультативного совета при Центральной избирательной комиссии Российской Федерации!

Уважаемый Сергей Александрович!

 

Воодушевленный тем, что после полуторагодичного перерыва наша секция вновь провела заседание, пусть даже без кворума, но с участием научного руководителя и куратора секции, что, несомненно, свидетельствует о творческом и научном потенциале секции и важности нашей с вами неустанной работы по дальнейшему совершенствованию избирательной системы России, а также стремясь к дальнейшему карьерному росту в рамках ОНМКС, в котором я был уличен средствами массовой информации близкими к Правительству РФ, я решил в очередной раз предложить вам свое видение актуальных проблем российских выборов, достойных, с моей точки зрения, обсуждения, как в рамках нашей секции, так и в рамках ОНМКС и ЦИК РФ.

И не только обсуждения, но и принятия соответствующих постановлений ЦИК РФ. Какая-то ведь должна быть польза (кроме карьерного роста, конечно) от Общественного научно-методического консультативного совета, в котором собраны лучшие электоральные специалисты России.

Напомню, что я уже неоднократно делал такие попытки, в частности, перед выборами депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации VI созыва я предлагал для рассмотрения на секции ряд важных вопросов, которые в конечном итоге, в связи с, мягко говоря, не очень активной деятельностью секции, были превращены мной в проекты Постановлений ЦИК РФ и были, в основном, благополучно похоронены в указанной комиссии.

Хотел бы заметить, что некоторые из поднимавшихся мной проблем проявились на прошедших федеральных и других выборах, в частности проблема двойного учета избирателей, проблема голосования избирателей по месту пребывания, проблема нарушения порядка подведения итогов в территориальных комиссиях, проблема нарушения порядка голосования вне помещения, проблема ознакомления со списком избирателей и другие. Стоит также отметить, что федеральные выборы 2011 года породили массовые общественные движения, пытающиеся перехватить у избирательных комиссий законодательно закрепленные за последними обязанности по защите избирательных прав граждан.

Полагаю, что игнорирование дефектов наших выборов, обвинения в необоснованном недоверии к выборам кого угодно, кроме самих организаторов выборов, также как и нежелание обсуждать наболевшие вопросы или обсуждение малозначительных вопросов и принятие юридически неопределенных нормативных документов, приведет к дальнейшей деградации института выборов в нашей стране.

 

1.     На последнем заседании секции было принято предложение обсудить законопроект «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации». Не оспаривая важность такого обсуждения, хотел бы заметить, что обсуждение должно иметь какой-то ощутимый результат. Поскольку наша секция посвящена вопросам организации избирательного процесса, не имеет смысла рассматривать на секции непрофильные для нас вопросы избирательной системы в узком смысле слова (возвращение к смешанной системе выборов) или неконституционные ограничения пассивного избирательного права, содержащиеся в нашем законодательстве.  Полагаю, что в связи с упомянутым законопроектом наша секция могла бы рассмотреть следующие вопросы:

·        Неурегулированность порядка размещения агитационных материалов в виде наружной рекламы, приводящая к неравному доступу к ней участников выборов (в связи с аффилированностью рекламных фирм с местной администрацией).

·        Неопределенность времени размещения агитационных материалов в эфире, уточнение понятия «период, собирающий наибольшую аудиторию».

·        Определение понятия «встречи с избирателями», установление для них строго уведомительного порядка, не подпадающего под регулирование закона «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях».   

·        Более точное определение объема и формата информационных сведений о кандидатах, размещаемых в помещениях для голосования.

·        Уточнение момента предъявления и опечатывания пустых избирательных ящиков перед голосованием.

·        Проблемы, связанные с технологией фальсификации выборов путем голосования за других лиц с помощью недобросовестных членов участковых комиссий;

·        Неурегулированность порядка голосования за рубежом, а также лиц, не имеющих регистрации по месту жительства на территории РФ с целью исключения возможности многократного голосования.

·        Уточнение списка документов, прилагаемых ко второму экземпляру протокола об итогах голосования и подлежащих ответственному хранению в вышестоящей комиссии;

·        Определение формы и порядка заполнения реестра выдачи заверенных копий протоколов УИК;

·         Отсутствие в законопроекте обязательности и основной регламентации использования средств видеонаблюдения;

·        Усовершенствование формы протокола, введение в нее графы «Число избирателей, внесенных в список дополнительно» и исключение некоторых бесполезных строк;

·        Более четкая регламентация порядка составления, подписания и выдачи заверенных копий для протоколов, составленных в электронном виде;

·        Более четкая формулировка о праве лиц, присутствующих в  помещении для голосования и при подсчете голосов производить фото- и видеосъемку без нарушения тайны голосования;

·        Более четкая регламентация процедуры принятия протоколов в территориальных комиссиях (ТИК), определение точного порядка действий при сдаче протокола, порядка действий при обнаружении в протоколе неточностей, ошибок и других недостатков. Предложение об осуществлении повторного подсчета голосов исключительно в ТИК. Введение в обязанность ТИК выдавать заверенные копии сводных таблиц ТИК по требованию лиц, имеющих право присутствовать на заседании ТИК.

·        Определение двухдневного минимального срока  подведения итогов в ТИК.

 

2.     С моей точки зрения обсуждение законопроекта о выборах депутатов Государственной Думы не является самым насущным вопросом нашей секции. Более важными вопросами являются те, которые связаны с серьезными недостатками Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" и с взаимоотношениями, складывающимися между организаторами выборов и представителями гражданского общества, которым предоставлено право осуществлять общественный контроль на выборах и референдумах (будем условно называть их наблюдателями).

Не затрагивая здесь вопросы, не относящиеся непосредственно к компетенции секции по организации избирательного процесса, предлагаю к рассмотрению членов секции ДЛЯ ПОДГОТОВКИ ЗАКЛЮЧЕНИЙ ИЛИ ПРОЕКТОВ ПОСТАНОВЛЕНИЙ ЦИК РФ вопросы, непосредственно связанные с общественным контролем на российских выборах.

Предварительно хотел бы обратить внимание на очевидно деструктивные высказывания некоторых организаторов выборов, начиная с председателя ЦИК РФ В.Е.Чурова и, особенно, его заместителя Л.Г.Ивлева, и заканчивая сотрудниками местных администраций и председателями ТИК, направленные на создание напряженной обстановки в день голосования, разрушение взаимодействия между наблюдателями и комиссиями, а в конечном итоге – на нарушение избирательных прав граждан. Такие высказывания тем более недопустимы, что в последнее время число граждан, желающих участвовать в общественном контроле организации выборов, существенно возросло. Несмотря на то, что существуют примеры конструктивного взаимодействия организаторов выборов с наблюдателями, налицо тенденция умышленного нагнетания напряженности со стороны многих руководителей избирательных комиссий. Эта тенденция, в частности, поддерживается нежеланием или неспособностью ЦИК РФ и других избирательных комиссий принять или разъяснить юридические нормы, касающиеся взаимодействия наблюдателей с избирательными комиссиями. ОНМКС, с моей точки зрения, должен помочь ЦИК РФ сделать это.

В связи с этим предлагается на заседании секции, а, возможно, и на пленарном заседании ОНМКС обсудить следующие проблемы, постоянно встречающиеся на российских выборах.

2.1.          Абсолютно естественно, что закон не может регламентировать все права и обязанности субъектов избирательного процесса. При этом понятно, что если речь идет о государственном органе или хотя бы об органе, исполняющем властные полномочия (каковыми являются избирательные комиссии), то они не могут выходить за рамки явно установленных для них законом прав (в противном случае это нарушило бы приоритет гражданских прав – ст. 2 Конституции РФ). Что же касается граждан, реализующих свои права, в частности избирательные, то их права определяются всей совокупностью российского законодательства, в том числе – Конституцией Российской Федерации, и не могут быть ограничены перечислением прав только в одном законе или в части законодательства. Часть законодательства может лишь накладывать прямые запреты в соответствии с ч.3 ст.55 Конституции РФ.

Данная проблема возникает в связи со многими действиями, как избирателей, так и наблюдателей. Так, например, она связана с правом избирателя вынести полученный им бюллетень из помещения для голосования. Прямого запрета, также как и ответственности за такое действие (как, в законодательствах других стран) в российском законодательстве не установлено.

Другой вопрос, возникающий в связи с данной проблемой – является ли исчерпывающим список лиц, имеющих право присутствовать на заседаниях избирательных комиссий, установленный п.3 ст.30 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации". Из-за возникающей неопределённости комиссии принимают неединообразные решения, что вызывает существенные нарекания. Частным случаем этой проблемы является присутствие в участковых комиссиях, проводящих муниципальные выборы, представителей региональных избирательных комиссий.  

Еще один пример – право на осуществление фото- и видеосъемки в помещении для голосования и на заседаниях комиссий. Ограничения на такие действия непосредственно указаны в законе: соблюдение тайны голосования, запрет на распространение персональных данных. Тем не менее, граждане постоянно встречаются с запретом осуществлять фото-и видеосъемку в помещении для голосования и на заседаниях избирательных комиссий, при этом обоснованием является утверждение о том, что «все, что не разрешено, то запрещено». Ситуацию усугубляют провокационные постановления избирательных комиссий, в которых определено право наблюдателей и представителям СМИ производить фото- и видеосъемку. Эти постановления воспринимаются некоторыми председателями участковых комиссий как запрет на фото- и видеосъёмку для других граждан.

В общем виде проблема заключается в неправовом утверждении о том, что «все, что не разрешено, то запрещено». Это заблуждение должно быть опровергнуто разъяснениями ЦИК РФ в части, касающейся прав граждан при проведении выборов.  

2.2.          ЦИК РФ, несомненно, должно волновать неэффективное использование огромных государственных средств, потраченных на реализацию видеонаблюдения в 2012 году. Полагаю, что ОНМКС мог бы поддержать инициативы ЦИК по использованию видеокамер на избирательных участках. При этом принятые ранее инструкции ЦИК РФ (а возможно, и законы), связанные с использованием видеокамер и материалов, полученных с их помощью, должны быть существенно скорректированы в следующих направлениях:

·                    Определена обязательность использования видеокамер на всех выборах и на всех избирательных участках, за исключением «закрытых»;

·                    Уточнены правила контроля за работой видеокамер в процессе голосования и подсчета голосов с учетом контроля со стороны членов комиссии и наблюдателей;

·                    Определен круг субъектов, включая избирателей данного участка, которые имеют право заказывать видеоматериалы с этого участка;

·                    Регламентирован порядок рассмотрения претензий, основанных на видеоматериалах, с обязательным привлечением заявителей, как к предварительному, так и к окончательному рассмотрению претензии.

2.3.          Опыт показал, что реализация п.п.г) п.23 ст.29 (о возможности ознакомления с документами комиссий, в том числе, содержащим персональные данные, и получения заверенных копий этих документов), а также право наблюдателей на ознакомление с некоторыми видами документов встречается с большими трудностями. С одной стороны, недобросовестные граждане могут использовать эту норму для дезорганизации работы комиссии, с другой стороны, комиссии зачастую злонамеренно нарушают указанные права. Очевидно, что данные нормы должны быть дополнительно уточнены, должны быть разработаны рекомендации по использованию этих норм.

В частности, это относится к праву наблюдателей знакомиться со списком избирателей.

3.     Также полагаю, что секция по вопросам организации избирательного процесса могла бы, если бы собиралась не по указанию куратора от ЦИК РФ, а по собственной воле, рассмотреть вопросы, по которым я представлял тексты проектов постановлений ЦИК РФ, а именно:

·        Проект 1. О голосовании избирателей по месту пребывания 

·        Проект 2. О размещении на избирательных участках сведений о доходах и имуществе кандидатов

·        Проект 4. О документах, подтверждающих полномочия наблюдателя, члена избирательной комиссии с правом совещательного голоса

·        Проект 5. О голосовании вне помещения

·        Проект 6. О приеме и обработке протоколов участковых избирательных комиссий

·        Проект 7. Об удалении наблюдателей и отстранении членов комиссии

·        Проект 8. Об ознакомлении наблюдателей и других лиц со списком избирателей

·        Проект 9. О рассмотрении жалоб в участковых избирательных комиссиях    

Все эти проекты я направлял вам во второй половине 2011 года, но, к сожалению, не получил никакой реакции. Тексты проектов доступны по адресу http://www.golos.org/vseciku

4.     Полагаю, что чрезвычайно полезным для членов ОНМКС, занимающихся в первую очередь теоретическими вопросами избирательного процесса, был бы регулярный просмотр видеоматериалов, полученных непосредственно на заседаниях избирательных комиссий, при проведении голосования и подсчета голосов. Эти материалы дают более полное представление о стоящих перед российской избирательной системой, а значит и перед нами, проблемами. Даже, если все эти материалы представляют собой результаты подделки и монтажа (существует и такое маргинальное мнение), то членам ОНМКС будет полезно потренироваться в разоблачении подделок.

Могу предложить членам ОНКМС большую подборку этих видеоматериалов, однако следует учесть, что для просмотра наиболее интересных из них секции придется собираться еженедельно в течение срока полномочий ОНМКС.

5.     Полагаю, что члены секции могли бы также обсудить внесенные Постановлением ЦИК РФ от 20 февраля 2013 года № 162/1198-6 поправки в Положение об ОНМКС. Принятие Положения находится в компетенции ЦИК РФ, но, несомненно, ЦИК должна учитывать мнение членов Совета.

С моей точки зрения  действующее Положение не предоставляет ни Совету в целом, ни его членам, влиять на деятельность ЦИК РФ и даже не предоставляет возможности доводить до сведения членов ЦИК РФ точку зрения членов Совета.

С другой стороны, последними поправками в Положение о Совете внесена норма (п.3.11), которая делает членство в Совете зависящим от субъективного мнения Председателя ЦИК РФ о члене Совета. Легко представить себе, как Председатель ЦИК РФ внесёт сам себе (поскольку он же является и сопредседателем Совета) предложение о прекращении членства какого-нибудь члена и решит его положительно. Чем прекратит его карьерный рост, что недопустимо в рамках российской научной среды.

 

 

 

С уважением и надеждой на вашу

заинтересованность в развитии института

выборов в нашей стране,                                                          А.Бузин,

 

член ОНМКС с 2010 года,

председатель Межрегионального объединения избирателей,

ведущий эксперт ассоциации «ГОЛОС»,

незарегистрированный иностранный шпион (индивидуал) в области избирательного права и процесса,

к.ю.н., доцент и прочая и прочая

 

 

Титульный лист | Что нового? | Текущий архив | Заседания МГИК | Законы о выборах | Ссылки | О нас | Часто задаваемые вопросы | Устав МОИ | Учредители МОИ | Аналитические заметки | Методика контроля | Гостевая книга | Почтовый ящик МОИ

This document maintained by lahta-m@votas.ru
Material Copyright © 2001
Вячеслав Румянцев