|
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
В Московскую городскую избирательную комиссию города Москвы ул. Моховая, 11 строение 8, Москва, 125009 от гражданина Российской Федерации, избирателя Бузина А.Ю., проживающего по адресу: Россия, 123182, Москва, ул. Авиационная, 63-259, тел. +7(916)1157515, e-mail: mrabuzin1@gmail.com
ЗАЯВЛЕНИЕ о нарушении избирательных прав
1. Сообщаю комиссии, что выборы в Российской Федерации, в частности выборы депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации проводятся в соответствии с законодательством Российской Федерации, в частности с Конституцией Российской Федерации, Федеральными законами "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее – Закон о гарантиях) и «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации». Общее положение Конституции Российской Федерации о том, что высшим выражением власти народа являются свободные выборы, обеспечивается конкретными нормами указанных выше законов, в частности нормами, регламентирующими порядок агитации. Так, п.5 ст. 48 Закона о гарантиях устанавливает, что «расходы на проведение предвыборной агитации осуществляются исключительно за счет средств соответствующих избирательных фондов в установленном законом порядке». П.7 этой же статьи запрещает проводить предвыборную агитацию органам государственной власти субъектов Российской Федерации. П.1 ст.50 Закона о гарантиях устанавливает, что «редакции государственных периодических печатных изданий обязаны обеспечить равные условия проведения предвыборной агитации соответственно зарегистрированным кандидатам, избирательным объединениям, зарегистрировавшим списки кандидатов». Определение государственного периодического СМИ дано в п.2 ст. 47 Закона о гарантиях. Газеты «Север столицы» и «Москва. Северо-Запад» подпадают под это определение, поскольку учреждены Префектурами соответствующих административных округов. П.2 ст.49 Закона о гарантиях ограничивает период агитации в СМИ, в том числе – в периодических печатных изданиях. Анализ контента государственных газет «Север столицы» и «Москва. Северо-Запад» (см. ниже) в период избирательной кампании по выборам депутатов Государственной Думы ФС РФ (то есть, начиная с 17 июня 2021 года по настоящее время) свидетельствует о том, что указанные СМИ грубо нарушили перечисленные выше положения закона. Ответственность за указанные нарушения предусмотрена статьями 5.5, 5.8, 5.10, 5.18, 5.19, 5.20, 5.48 КоАП РФ и ч.1 ст.141.1 УК РФ. Полагаю, что эту ответственность должны нести не только редакции указанных изданий, но и их учредители, а, возможно и участники выборов, в пользу которых были совершены нарушения. Более того, допущенные нарушения в силу их массовости, столь сильно исказили волеизъявление избирателей, что они не позволяют с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей на выборах депутатов Государственной Думы 8-го созыва на территории Северного и Северо-Западного административных округов города Москвы.
2. В соответствии с п.1 ст.49 Закона о гарантиях «агитационный период для избирательного объединения начинается со дня принятия им решения о выдвижении кандидата, кандидатов, списка кандидатов. Агитационный период для кандидата, выдвинутого в составе списка кандидатов, начинается со дня представления в соответствующую избирательную комиссию списка кандидатов». Съезд партии «Единая Россия», выдвинувший список кандидатов как по федеральному округу, так и по одномандатным округам состоялся 19 июня 2021 года. Материалы, изданные в период с 20 июня и позже, могут быть признаны агитационными, если они обладают признаками предвыборной агитации, установленными законодательством. Определение предвыборной агитации дано в п. 4 ст.2 Закона о гарантиях: это «деятельность, осуществляемая в период избирательной кампании и имеющая целью побудить или побуждающая избирателей к голосованию за кандидата, кандидатов, список, списки кандидатов или против него (них)». Определение агитационных материалов дано в п.1 этой же статьи: это, в частности, «печатные материалы, содержащие признаки предвыборной агитации, и предназначенные для массового распространения, обнародования в период избирательной кампании». Признаки предвыборной агитации определены в п.2 ст.48 Закона о гарантиях. Предвыборной агитацией, осуществляемой в период избирательной кампании, в частности, признаются: «г) распространение информации, в которой явно преобладают сведения о каком-либо кандидате (каких-либо кандидатах), избирательном объединении в сочетании с позитивными либо негативными комментариями; е) деятельность, способствующая созданию положительного или отрицательного отношения избирателей к кандидату, избирательному объединению, выдвинувшему кандидата, список кандидатов».
3. Анализ контента семи выпусков газеты «Север столицы», вышедших в период избирательной кампании, осуществлен на основании информации, представленной на сайте https://severstolici.ru/archive/. Анализ контента семи выпусков газеты «Москва. Северо-Запад», вышедших в период избирательной кампании, осуществлен на основании информации, представленной на сайте https://szaopressa.ru/archive/. Выборочное сравнение электронных версий материалов с их печатными версиями, массово распространяемыми на территории соответствующих избирательных округов, показывает содержательную идентичность электронной и печатной версии. Выявлено, что в течение исследуемого периода в указанных газетах регулярно осуществлялась публикация материалов, которые содержали признаки г) и е) агитации за - избирательное объединение «Всероссийская политическая партия «ЕДИНАЯ РОССИЯ», федеральный список которой заверен ЦИК РФ 11.07.2021; - кандидата в депутаты Государственной Думы по 206-му избирательному округу Мажуги А.Г., зарегистрированного 20.07.2021; - кандидата в депутаты Государственной Думы по 207-му избирательному округу Белых И.В., зарегистрированной 20.07.2021. Материалы, содержащие признаки агитации за указанных избирательное объединение и кандидатов перечислены в таблицах 1-3. Ни один из этих материалов не содержит указание на оплату из избирательного фонда. Все они опубликованы и распространены до 21 августа 2021 года, то есть в период, когда агитация в СМИ запрещена. Тираж газеты «Север столицы» составляет 441 тысячу экземпляров, газеты «Москва. Северо- Запад» - 320 тысяч экземпляров. При этом упоминаний о других избирательных объединениях и кандидатах в исследованных газетах не обнаружено. Таблица 1. Печатные материалы с признаками агитации за избирательное объединение «Единая Россия»
Таблица 2. Печатные материалы с признаками агитации за кандидата Мажугу А.Г.
Таблица 3. Печатные материалы с признаками агитации за кандидата Белых И.В.
Несмотря на то, что учредителями анализируемых СМИ являются разные юридические лица, анализ контента выявляет следующие характерные особенности: 1) некоторые агитационные материалы одновременно появляются в обеих газетах; 2) каждому из трех упомянутых участников выборов в газетах регулярно отводится определенное место и определенная печатная площадь: партии «Единая Россия» - 2-я, 3-я и 4-я страницы и обычно половина газетной полосы; кандидату Мажуге – обычно 7-я страница и треть полосы; кандидату Белых – 8-я страница в «Москва. Северо-Запад» или 7-я страница в «Север столицы» и треть полосы; 3) подавляющее большинство агитационных материалов о кандидатах снабжены фотографиями кандидатов, вероятно, с целью возможности их визуального использования при голосовании на избирательном участке. Интересно, что практически одинаковый по тексту материал «Собянин дал старт избирательной кампании «Единой России» в Москве. Столичные единороссы провели первую встречу со своими сторонниками в предвыборном штабе» снабжен в разных газетах разными фотографиями: в «Севере столицы» Собянин позирует с Белых, а в «Москве. Северо-Запад» - с Мажугой.
Все это свидетельствует об управлении газетами из единого центра, совмещенного с избирательным штабом основного участника выборов – администрации, представителями которой на выборах являются избирательное объединение «Политическая партия «Единая Россия», кандидаты Мажуга и Белых.
4. Таким образом, редакции газет «Север столицы» и «Москва. Северо-Запад» неоднократно нарушили по крайней мере четыре нормы Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", перечисленные в пункте 1 настоящего Заявления. Фактически они проводили агитацию за определенного участника выборов, используя в этих целях бюджетные средства (использовали деньги потребителей для рекламирования своего товара). Агитация проводилась за счет бюджетных средств и помимо средств избирательного фонда, что в явном виде запрещено законом. Исходя из расценок на модульную рекламу в указанных газетах (без учета рекламы на сайтах газет), опубликованных на сайте http://edinrek.ru/reklama_v_gazetah/modulnaya_reklama, можно подсчитать сумму средств, которые должны были заплатить заказчики рекламы за опубликованные агитационные материалы: избирательное объединение «Единая Россия» - 1 303,2 тысячи рублей; кандидат Мажуга – 432 тысячи рублей; кандидат Белых – 693,6 тысячи рублей Эти деньги заплатили избиратели за то, что их агитировали исключительно за указанных участников выборов. Следует отметить, что указанные суммы для кандидатов Мажуги и Белых значительно превышают 5% от предельной суммы расходов из избирательного фонда кандидата в депутаты Государственной Думы, выдвинутого по одномандатному избирательному округу. Нет сомнений, что аналогичная трата бюджетных средств для незаконной агитации происходит во всех 15-ти избирательных округах города Москвы по выборам депутатов Государственной Думы 8-го созыва. Общий тираж государственных печатных изданий города Москвы в настоящее время составляет 8 миллионов экземпляров (http://edinrek.ru/). Тираж газеты «Север столицы» - 441 тысяча экземпляров, что составляет примерно 60% от численности избирателей административного округа. Тираж газеты «Москва.Северо-Запад» - 320 тысяч экземпляров, что составляет примерно 55% от численности избирателей административного округа. С учетом того, что газеты доставляются непосредственно в подъезды жилых домов, можно утверждать, что они доходят до существенного числа избирателей. Агитация, размещенная в этих газетах, даже если их не читают, а просто пролистывают, влияет на волеизъявление избирателей. Вследствие того, что агитация проводится в пользу только одного участника выборов, таким способом искажается волеизъявление избирателей. При этом в силу массовости такой агитации, искажение оказывается настолько сильным, что реальное волеизъявление избирателей невозможно установить.
5. В конце настоящего заявления будут, как и положено, представлены мои формальные требования, связанные с грубыми нарушениями законодательства, влекущими конституционно-правовую, административную и уголовную ответственности. В этом разделе я поясню членам Московской городской избирательной комиссии, что по сути означают представленные мной частные факты и почему мои требования не будут удовлетворены. Данное заявление, как и многие заявления, жалобы, иски в российские избирательные комиссии и суды, преследует цель очередной исторической фиксации современного состояния российских выборов.
Создание постперестроечной пропагандистской государственной машины и огосударствление СМИ в Москве началось раньше, чем по России в целом и имело свою специфику. В отличие от России, где главным СМИ является телевизор, в Москве при Ю.М.Лужкове примерно в 1996 году начала создаваться империя государственных и аффилированных с государством печатных СМИ – окружных и районных газет. На выборах депутатов Государственной Думы, но особенно на выборах депутатов Московской городской Думы «лужковские» СМИ, достигшие к 2005-му году огромного тиража в 7 миллионов экземпляров (по одному на каждого избирателя), сыграли огромную роль и значительно повлияли на политическую систему Москвы и страны в целом. За несколько месяцев до начала избирательной кампании московская империя государственных СМИ начинала обработку читателей, «раскручивая» будущих административных кандидатов, а с началом избирательной кампании продолжала эту деятельность уже вне рамок закона. Такая незаконная деятельность утихала в период за 30 (позже – за 28) дней до дня голосования, то есть в период разрешенной агитации в СМИ. На выборах федерального, регионального и местного уровней московская администрация почти всегда имела своего, административного кандидата. Она неформально, но очень активно участвовала в выборах, поддерживая одного из кандидатов или избирательное объединение, вне зависимости от названия – НДР, ОВР или ЕР и даже вне зависимости от формального субъекта выдвижения кандидата: это могла быть проправительственная партия, «самовыдвиженец» или даже выдвиженец от другой партии. При этом использовался административный ресурс в разных его проявлениях – управленческой, информационной, силовой, материально-финансовой. Одной из форм использования административного ресурса является массированная агитация под видом информирования в СМИ. Агитация проводится средствами массовой информации, субсидируемыми из бюджета и распространяемыми силами государственных или унитарных предприятий. Для создания агитационных материалов избирательные штабы административных претендентов (избирательных объединений и кандидатов), тесно сотрудничающие с администрациями соответствующего уровня, нанимают рекламных специалистов (пиарщиков). Бывают случаи, когда сотрудники таких избирательных штабов временно принимаются на работу в администрацию. Пиарщики, как им и положено, разрабатывают агитационные материалы, юристы их проверяют, администрация размещает в своих СМИ. Так создаются агитационные материалы, которые указаны выше. Некоторую трудность представляет то, что размещение этих агитационных материалов, оплаченных за счет средств налогоплательщиков и распространяемых в период, когда агитация в СМИ запрещена, противоречит закону. Однако, для того, чтобы можно было применить ответственность за эти нарушения, сначала требуется квалифицировать эти материалы как агитационные. Право такой квалификации принадлежит избирательным комиссиям и судам. В СССР существовала властная вертикаль (то есть, единое управление всех ветвей власти, государственных органов и институтов), вершиной которой была Коммунистическая партия Советского Союза. В России после перестройки и переходного периода вновь постепенно образовалась такая вертикаль. В Москве это произошло раньше; вертикаль была выстроена к началу 2000-х годов. В эту вертикаль были встроены избирательные комиссии и суды. В последующие 20 лет властная вертикаль в Москве только укреплялась, и к настоящему времени избирательные комиссии, и суды являются частью властной вертикали, вершиной которой являются структуры исполнительной власти. Поэтому избирательные комиссии и суды не могут быть объективными и политически беспристрастными. При рассмотрении вопросов о правомерности использования административного ресурса в форме агитации под видом информирования избирательные комиссии и суды как могут защищают интересы и избирательные права той самой вертикали, на которой они висят. Проще всего это сделать, не признавая печатные материалы, аналогичные рассматриваемым, агитационными. Так происходит из года в год, так будет и на этот раз. Такое поведение Московской городской избирательной комиссии (МГИК), можно было наблюдать (и я наблюдал), начиная с ее образования в 1993 году под руководством А.В.Петрова и продолжая 25-тилетним руководством В.П.Горбунова. Нет никаких оснований полагать, что в настоящее время МГИК окажется более политически нейтральной, чем раньше, тем более учитывая тот факт, что руководство комиссии приобрело достаточные навыки государственного лицемерия еще в предыдущих составах комиссии. Стоит отметить тот факт, что МГИК изредка принимала решения о привлечении к ответственности за нарушение правил агитации в СМИ. В случае, если речь шла об оппонентах административных претендентов, такие решения были более жесткими (например, отмена регистрации восьми кандидатов на выборах в Мосгордуму в 2001 году или снятие с выборов в Мосгордуму партии «Родина» в 2005-м году). В практике МГИК был даже случай, когда она осмелилась составить протокол об административном правонарушении на государственное СМИ. Конечно, речь не шла о том, что это СМИ по традиции использовалось как электоральный инструмент администрации. Было признано, что СМИ по собственной инициативе опубликовало агитационный материал. При активной защите таких агитационных материалов руководство комиссий, в том числе и бывшее руководство МГИК, также ссылалось на то, что государственные газеты мало востребованы читателями и мало влияют на электоральный выбор избирателя. Если бы это было так, то пиарщики администрации не использовали бы государственные СМИ столь настойчиво. Регулярное и назойливое напоминание об одном из претендентов в государственных и бесплатно доставляемых до жилья избирателей СМИ очень сильно влияет на итоги и результат голосования. Следует учитывать, что всеобщие и равные выборы носят массовый, а не индивидуальный характер. Голос каждого избирателя одинаково ценен. Между тем в выборах принимают участие многие избиратели, которые получают информацию исключительно из государственных и бесплатно распространяемых СМИ. Отметим, что организаторы выборов постоянно наращивают долю избирателей, которые голосуют вне помещения для голосования и до которых информация о претендентах доходит исключительно через такие СМИ.
6. В связи с изложенным и на основании п.п.3 и 4 ст.20, п.7 ст.56 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", п.9 ст.69 Федерального закона «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации», п.п.9 и 10 ст.15, п.7 ст.55 Закона города Москвы «Избирательный кодекс города Москвы» прошу Московскую городскую избирательную комиссию: 1) Привлечь к административной ответственности за нарушение установленных законом правил агитации редакции газет «Север столицы» и «Москва. Северо-Запад»; 2) Обратиться в правоохранительные органы с требованием возбудить дело об уголовном преступлении, предусмотренном ст.141.1 УК РФ в отношении главных редакторов газет «Север столицы» и «Москва. Северо-Запад»; 3) Признать, что допущенные нарушения не позволяют достоверно установить волеизъявление избирателей на выборах депутатов Государственной Думы 8-го созыва по избирательным округам №206 и №207; 4) В целях полноценного и добросовестного исполнения Московской городской избирательной комиссией полномочий по организации выборов и обеспечению избирательных прав граждан провести анализ государственных окружных и районных газет в городе Москве (список представлен на сайте http://mosgorizbirkom.ru/documents/10279/22332464/%D0%A1%D0%B2%D0%B5%D0%B4%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F%20%D0%BE%20%D0%BC%D1%83%D0%BD%D0%B8%D1%86%D0%B8%D0%BF%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D1%8B%D1%85%20%D0%BF%D0%B5%D1%87%D0%B0%D1%82%D0%BD%D1%8B%D1%85%20%D0%B8%D0%B7%D0%B4%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D1%8F%D1%85.pdf/56287400-5832-40cf-8333-e8e08584147a) за период с 17 июня 2021 года по настоящее время на предмет незаконного размещения в них агитационных материалов. Опубликовать результаты анализа до дня голосования в официальном органе Московской городской избирательной комиссии.
А.Бузин |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Титульный лист | Что нового? | Текущий архив | Заседания МГИК | Законы о выборах | Ссылки | О нас | Часто задаваемые вопросы | Устав МОИ | Учредители МОИ | Аналитические заметки | Методика контроля | Гостевая книга | Почтовый ящик МОИ | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
This
document maintained by lahta-m@votas.ru |