Межрегиональное объединение избирателей

Титульный лист

Последние новости
ТЕКУЩИЙ АРХИВ МОИ
Законы о выборахСсылки, которые мы читаем

Rambler's Top100

24 мая 2017 года, рассмотрение проектов № 114572-7 и 114619-7 в третьем чтении

Уважаемые коллеги, переходим к рассмотрению 3-го и 4-го вопросов. 3-й вопрос, о проекте федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О выборах Президента Российской Федерации", и 4-й вопрос, о проекте федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". Мы с вами приняли решение, что с общим докладом по двум вопросам выступит Павел Владимирович Крашенинников.

Пожалуйста, Павел Владимирович.

Крашенинников П. В. Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Основная цель данных законопроектов — это, по существу, отмена крепостного права в избирательном процессе. Я напомню, что у нас крепостное право было отменено в 1861 году, а в апреле 1995 года Конституционным Судом была отменена привязка конституционных прав и обязанностей к прописке — было соответствующее решение Конституционного Суда. И вот наконец-таки мы подошли к тому, что человек действительно может свободно передвигаться и при этом осуществлять свои конституционные права и обязанности. Как раз в этом самом законопроекте предлагается отмена открепительных удостоверений, которые, по сути, привязывают человека к тому месту, где он проживает. Мы сами, кто здесь присутствует, часто голосовали не там, где зарегистрированы, и знаем, какая это процедура и с чем она связана. Я лично постоянно... несколько раз надо было приходить, упрашивать, уговаривать, доказывать! Здесь же предлагается процедура, в соответствии с которой при подаче заявления человек включается в список для голосования. Расписана достаточно подробно процедура подачи заявления, но предмет закона этим не ограничивается. Также устанавливаются требования и возможности, касающиеся согласования как с ЦИК, так и с избирательной комиссией субъекта Федерации, уточняются требования по сбору подписей с учётом позиции Конституционного Суда. Также, на мой взгляд, очень важно, что включены положения, касающиеся избирательных прав инвалидов, и вносятся поправки в Кодекс об административных правонарушениях.

В ходе работы мы с коллегами подготовили поправки в Уголовный кодекс — сегодня мы их не рассматриваем, просто докладываю, что "антикарусельная" статья в Уголовный кодекс готова, сейчас её проект по процедуре направлен в правительство и в Верховный Суд.

Коллеги, законопроекты очень важные, направлены на обеспечение открытости, прозрачности и упорядочения избирательного процесса. Прошу поддержать оба законопроекта.

Спасибо большое.

Председательствующий. Коллеги, желающие выступить от фракций по мотивам есть? Есть.

Включите режим записи на выступления.

Покажите список.

Пожалуйста, Иванов... А, Гартунг уже. Вот как так получается с электронной системой: сначала первым был Иванов, а потом — Гартунг?

Валерий Карлович, пожалуйста. Как-то вы можете решать такие задачи, которые, в общем-то...

Из зала. (Не слышно.)

Председательствующий. Не слышал, чтобы он на выборах решал эти задачи.

Гартунг В. К., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ".

Да, Вячеслав Викторович, и хорошо, что на выборах так нельзя решать задачи!

Уважаемые коллеги, уважаемый Вячеслав Викторович! Ну, один доклад был по двум всё же разным законопроектам. Хотя, казалось бы, они касаются одного и того же, но у нас, у нашей фракции, позиция по ним немножко разная.

Эти изменения хороши для закона "О выборах президента...", так как в этом случае единый избирательный округ, единый список кандидатов и, собственно говоря, перемещение избирателя с одной территории Российской Федерации на другую, по большому счёту, не влияет на результаты голосования, но что касается, например, закона "О выборах депутатов Государственной Думы...", то ведь в этом случае то же самое перемещение может радикально повлиять на результаты голосования. Напоминаю, что у нас есть не только одномандатные округа, но ещё и мажоритарные, по которым выборы также проходят по региональным группам, и, если вы помните, распределение депутатских мандатов внутри партийного списка по региональным группам происходит по фактическому количеству поданных голосов. Это значит, что миграция избирателей из одного округа в другой может серьёзно повлиять на распределение голосов, — это создаёт, скажем так, нездоровый ажиотаж. Может быть, по факту голосования за ту или иную партию это и не очень сильно повлияет на результаты, но вот на распределение внутри партийных списков это может очень серьёзно повлиять. Мы с этим уже сталкивались и на региональных выборах, и на федеральных выборах. Поэтому наша фракция, поддерживая поправки по закону о президентских выборах, воздержится от голосования по законопроекту о внесении изменений в том числе в закон "Об основных гарантиях избирательных прав...". Мы считаем, что здесь нужно подойти достаточно осторожно, чтобы не получить негативных последствий, в том числе и на региональных выборах.

Председательствующий. Пожалуйста, Иванов Сергей Владимирович, фракция ЛДПР.

Из зала. (Не слышно.)

Председательствующий. Как у всех, в соответствии с регламентом. Сергей Владимирович, вы дольше будете обсуждать вопрос — время пошло.

Иванов С. В. Вот видите, гамбургский счёт: предлагал одно, а решили по-другому.

Уважаемые коллеги, вы знаете, что касается этих двух законопроектов, здесь то же самое, что и в случае с внесением законопроекта. Вдумайтесь, автор должен указать свои имя, отчество — инициалы? Должен. А если он подписывается другими, это говорит о том, что, видимо, не он является автором законопроектов.

Нам сейчас говорят, что данные законопроекты избавляют нас от какого-то рабства. Товарищи, эти два законопроекта практически ничего не меняют, за исключением некоторых вещей. У нас, извините, написано в действующем законе, что основанием для включения гражданина в список избирателей является факт его регистрации на данном участке либо факт его нахождения на этом участке. Факт его временного нахождения определяется в соответствии с законодательством, и это могут быть не только больница, санаторий, СИЗО и прочее, но ещё и любое другое место, где гражданин не зарегистрирован постоянно, и всё, а здесь ничего такого нет.

Нам говорят, что отменяются открепительные удостоверения, — да ничего подобного, они не отменяются! Просто открепительные удостоверения теперь называются заявлениями на право проголосовать и выглядят по-другому: марка и прочее. Только те получать можно было в течение тридцати дней, а заявления подаются в период от сорока пяти дней до 14 часов в субботу, день перед голосованием. То есть, по большому счёту, новшеств, о которых говорили и Павел Владимирович, и председатель Центральной избирательной комиссии, как таковых нет — всё это уже в законе прописано, эти возможности у нас были, и любой гражданин, прописанный, скажем, в Курске, находясь в Москве, мог прийти и сказать: я буду у вас на этом участке голосовать, и ему не имели права отказать, как, например, было у меня, когда я прописан был в Курске, а голосовал в Москве. То есть в этом ничего нового нет.

Что нового предлагается ввести данными законопроектами? Вот один опасный прецедент. Если раньше все порядки мы прописывали законодательно, то теперь это отдаётся на откуп Центральной избирательной комиссии — я о той инструкции, которую нам раздавали, когда они путешествовали по фракциям и рассказывали о том, как это всё будет здорово выглядеть. А эту инструкцию, уважаемые коллеги, Центральная избирательная комиссия может поменять за 15 минут: 15 членов ЦИК собрались, поменяли — и всё, и на основании вот этой новой инструкции порядок голосования будет уже другой. Поэтому, уважаемые коллеги, то, что вы отменяете необходимость уведомлять наблюдателей, прочие вещи, — это мы научились уже обходить, поверьте, всё это нормально, но вот данный законопроект ну никак не способствует повышению уровня доверия избирателей.

Тут мне один депутат сделал замечание, что, дескать, авторитет Думы вырос, — я проверил: мы в Ростове провели опрос граждан, так вот 54 процента никак не относятся к депутатам Госдумы, 34 — плохо и только 12 процентов — хорошо. Это потому, что мы принимаем такие законопроекты. Но поскольку небольшое улучшение есть, я рекомендовал бы всё-таки поддержать данные законопроекты.

Председательствующий. Спасибо, Сергей Владимирович.

От фракции КПРФ — Синельщиков Юрий Петрович. Пожалуйста.

Синельщиков Ю. П., фракция КПРФ.

Уважаемые коллеги, при рассмотрении этих законопроектов в первом чтении мы надеялись, что избирательное законодательство станет более системным, последовательным, понятным и демократичным, а выборы станут более прозрачными, однако, к сожалению, этого не случилось. Мы пытались участвовать в доработке законопроектов, но наши усилия были проигнорированы. Фракция КПРФ будет голосовать против законопроектов, и в первом чтении мы не голосовали.

Поддерживать законопроекты нельзя прежде всего из-за нарушения законной процедуры их принятия: в первом чтении нами были приняты изменения в три федеральных закона, а на сегодня мы рассматриваем изменения уже в пять законов. Это первое.

Второе. Принятая в первом чтении разумная норма относительно возможности сокращения максимального количества избирателей на избирательном участке с 3 тысяч до 1,5 тысячи человек дополнена другой, противоречащей ей нормой, позволяющей менять границу участка с целью увеличения численности избирателей до 3 тысяч человек. Ясно, что сам институт уточнения перечня избирательных участков введён для того, чтобы произвольно, в угоду текущей конъюнктуре менять избирательные участки перед выборами.

Третье. В законопроектах предусмотрено, что порядок подачи заявления о включении в список избирателей по месту нахождения устанавливается Центральной избирательной комиссией. При этом ЦИК уже установила в своих проектах, что подавшие заявление избиратели исключаются из списка по месту своего жительства, однако при этом такой избиратель не включается в другой соответствующий список, а только может быть включён. Это будет происходить вопреки воле избирателя, который не просил его исключать из списка, а просил включить в список. Такая мера повлечёт за собой чистку списков избирателей с целью статистического, бумажного повышения уровня явки избирателей на выборах.

Четвёртое. Предстоят большие изменения в списках избирателей после их получения участковыми комиссиями, и сохранение существующего порядка доступа к спискам избирателей будет поощрять технологии манипулирования. Предлагаемая редакция пункта 1 статьи 28 Федерального закона "О выборах Президента Российской Федерации" фактически ещё сильнее закрывает доступ к спискам, так как обязывает участковые комиссии представлять список не избирателю, а избирателям. Практика такова, что в настоящее время избирателю дают возможность знакомиться не со списком, а с записью о нём самом, ограничен доступ к спискам и наблюдателей. Избирательные комиссии превращаются в ширмы, за которыми списки избирателей будут под видом соблюдения законодательства о персональных данных надёжно спрятаны даже от самих членов этих комиссий.

Призываем депутатов не поддерживать законопроекты. Фракция КПРФ будет голосовать против.

Председательствующий. Спасибо, Юрий Петрович.

Пинский Виктор Витальевич от фракции "ЕДИНАЯ РОССИЯ".

Пожалуйста.

Пинский В. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".

Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Третье чтение этих двух законопроектов — это результат серьёзной работы, которую в очень ограниченные сроки проделали все фракции Государственной Думы. Можно смело говорить, что над этими законопроектами работали не только парламентские партии, но и малые партии, с которыми также тесно взаимодействовала избирательная комиссия, причём работа продолжалась до самого конца. Поправки готовили все фракции. В итоге ко второму чтению мы получили 161 поправку, все они были подробно рассмотрены, было горячее обсуждение, и 42 поправки мы решили принять. Я согласен с руководителем Центризбиркома Памфиловой Эллой Александровной: эти законопроекты — это действительно революция в избирательном праве.

Мы решим целый ряд серьёзных проблем, связанных с выборами. Отмена открепительных удостоверений на выборах президента наконец даст возможность проголосовать нескольким миллионам наших граждан, которых прежний закон в этом праве ограничивал, — теперь гражданин сможет голосовать по месту реального пребывания, не по месту постоянной регистрации. Центризбирком разработал специальный порядок, который позволит реализовать эту задачу с помощью самых современных технологий, портала государственных услуг и многофункциональных центров, это максимально упростит процесс для самого гражданина, и подача заявления гражданином потребует всего нескольких минут работы в Интернете. Данные о таких избирателях будут оперативно отражаться в электронной базе избирательной комиссии и отображаться на сайте Центральной избирательной комиссии. По мнению экспертов, именно оцифровка данных позволит полностью защитить выборный процесс от фальсификаций: честность и прозрачность выборов — именно таков сейчас запрос общества.

С принятием закона мы с вами решим ещё и другую важную задачу: мы оставим в прошлом чьё бы то ни было желание искажать результаты голосования — десятикратное увеличение суммы штрафа за незаконную выдачу и получение бюллетеня, а это будет 30 тысяч рублей, уверен, отобьёт охоту участвовать в таких вещах.

Мы уверены, что эти и другие предлагаемые изменения в итоге сделают процедуру выборов для избирателей максимально прозрачной и комфортной, поэтому фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" данные проекты законов будет поддерживать и призывает все фракции присоединиться к этому.

Председательствующий. Спасибо, Виктор Витальевич.

Уважаемые коллеги, переходим к голосованию по федеральным законам.

Ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О выборах Президента Российской Федерации", вопрос 3 повестки дня.

Просьба включить режим голосования.

Покажите результаты.

Результаты голосования (11 час. 13 мин. 11 сек.)

Проголосовало за 381 чел. 84,7 %

Проголосовало против 36 чел. 8,0 %

Воздержалось 1 чел. 0,2 %

Голосовало 418 чел.

Не голосовало 32 чел. 7,1 %

Результат: принято

Федеральный закон принят.

Уважаемые коллеги, ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", вопрос 4 нашей повестки дня.

Включите режим голосования.

Покажите результаты.

Результаты голосования (11 час. 13 мин. 44 сек.)

Проголосовало за 360 чел. 80,0 %

Проголосовало против 38 чел. 8,4 %

Воздержалось 0 чел. 0,0 %

Голосовало 398 чел.

Не голосовало 52 чел. 11,6 %

Результат: принято

Федеральный закон принят.

 

Титульный лист | Что нового? | Текущий архив | Заседания МГИК | Законы о выборах | Ссылки | О нас | Часто задаваемые вопросы | Устав МОИ | Учредители МОИ | Аналитические заметки | Методика контроля | Гостевая книга | Почтовый ящик МОИ

This document maintained by lahta-m@votas.ru
Material Copyright © 2001
Вячеслав Румянцев