|
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Ниже представлено
исследование выполнения некоторых
контрольных соотношений данных
протоколов участковых избирательных
комиссий. Основное внимание уделено
соотношению выданных и обнаруженных в
избирательных ящиках бюллетеней, а также
соотношениям данных в протоколах по
федеральному и одномандатному
избирательным округам. Представленные выводы
свидетельствуют о достаточно
многочисленных случаях невнимательности
членов участковых комиссий (УИК),
недостаточном понимании ими смысла строк
протокола, а в некоторых случаях вызывают
серьезные подозрения в фальсификациях.
Следует обратить внимание на то, что
недостатки и несуразности протоколов УИК
не были исправлены в территориальных
комиссиях, получивших эти протоколы (если,
конечно эти несуразности появились в УИК,
а не в самой территориальной комиссии),
что свидетельствует о некомпетентности и
недобросовестности этих территориальных
комиссий. Результаты основаны на данных,
представленных на сайтах избирательных
комиссий по состоянию на 23.09.16. Из данных
по федеральному округу исключены УИК №2269
и №1353 города Санкт-Петербурга, а из
данных по одномандатным округам
исключена УИК №604 города Санкт-Петербурга,
поскольку первые отсутствуют в данных по
одномандатным округам, а вторая – в
данных по федеральному округу. Всего
сравнивались данные по 96867 УИК. Автор
благодарит Сергея Шпилькина за
представленные данные. 1.
Число выданных в помещении
бюллетеней больше или равно числу
обнаруженных в стационарных
избирательных ящиках (4>=8, п.2.3.7
ИНСТРУКЦИИ по организации единого
порядка установления итогов голосования,
составления протоколов избирательных
комиссий, определения результатов
выборов, получения, передачи и обработки
информации с использованием
Государственной автоматизированной
системы Российской Федерации «Выборы»
при проведении выборов депутатов
Государственной Думы Федерального
Собрания Российской Федерации седьмого
созыва; далее – Инструкция)
Это соотношение не выполнено в 13-ти УИК (в
совокупности по двум видам бюллетеней).
Однако эти отклонения в 6-ти случаях (в
основном – в Свердловской и Челябинской
областях) объясняются не фальсификациями,
а некомпетентностью УИК (бюллетени,
которые должны были попасть в переносную
урну, попали в стационарную), а в стальных
случаях – они незначительны и
объясняются невнимательностью комиссии (либо
выдан лишний бюллетень, либо посчитан
бюллетень с другого участка). В
5-ти УИК число бюллетеней в переносных
ящиках оказалось на 1-2 больше, чем число
проголосовавших вне помещения
избирателей (по закону требуется считать
все бюллетени в таком переносном ящике
недействительными). Этот факт легко
объяснить невнимательностью членов УИК. 2.
Интересной является статистика
по числу бюллетеней, которых не
досчитались в стационарных
избирательных ящиках. ГАС «Выборы» не
контролирует эту ситуацию, поскольку
избиратели могут уносить бюллетени.
Небольшое число унесенных бюллетеней (10-20
штук) не должно вызывать подозрений,
однако, когда это число велико, оно
требует объяснения. Возможен, например,
случай, когда УИК принимает решение об
опечатывании ящика, прекращении его
использования и «аннулировании»
бюллетеней, находящихся в этом ящике (в
этом случае естественно ожидать
совпадения числа аннулированных
бюллетеней по федеральному и
одномандатному округам). Также возможно,
что по какой-то причине бюллетени из
стационарного ящика попали в переносной
ящик. Наконец, большое число недостающих
бюллетеней может служит признаком
фальсификации (когда часть бюллетеней
просто не учитывается или когда
приготовленные к вбросу бюллетени не
попали в избирательный ящик, а подписи за
них проставлены в списке избирателей).
Общее число УИК, в которых
недосчитались бюллетеней по
федеральному округу составляет[1]
11281 (12% от всех УИК), а число
бюллетеней, которых недосчитались в
ящиках по стране составляет 67452 (0,14% от
общего числа выданных бюллетеней), а по
одномандатным округам – соответственно
12203 УИК (13%) и 75434 бюллетеней (0,16%).
Среди 20 УИК, в которых число «унесенных»
бюллетеней по федеральному округу более
200, есть 8, в которых число это число «унесенных»
федеральных бюллетеней существенно
отличается от числа «унесенных»
одномандатных. Из
24 УИК, в которых число «унесенных»
бюллетеней по одномандатному округу
более 200 штук есть 12, в которых число это
число «унесенных» федеральных
бюллетеней существенно отличается от
числа «унесенных» одномандатных. (В этих
случаях недостачу бюллетеней вряд ли
можно объяснить «аннулированием» ящика). Приведем таблицу участков, на
которых число «унесенных» бюллетеней
хотя бы по одному из видов превысило 200
штук.
В 379-ти УИК число бюллетеней по
федеральному округу, обнаруженных в
переносных ящиках оказалось меньше, чем
число бюллетеней, выданных досрочно и вне
помещения для голосования. Для
одномандатных округов таких УИК
оказалось 377. Приведем перечень участков,
на которых в переносных урнах
обнаружилось более чем на 20 бюллетеней
меньше (хотя бы одного вида), чем было
выдано при досрочном голосовании и
голосовании вне помещения.
Как, например, объяснить тот
факт, что на участке №2621 Нижегородской
области (Приокский избирательный округ
№130, Приокская ТИК города Нижнего
Новгорода) «унесли» 150 бюллетеней при
голосовании вне помещения и ещё 101
бюллетень при голосовании в помещении
для голосования, причем не унесли ни
одного бюллетеня по федеральному округу?
Что произошло на 303-й УИК ХМАО (Югра - Ханты-Мансийский
избирательный округ №222, Ханты-мансийская
городская ТИК), где не досчитались 135 «федеральных»
и 130 «одномандатных» бюллетеней, выданных
в помещении для голосования, и еще 51-го «федерального»
бюллетеня, выданных вне помещения? 3.
Пункт 2.3.8 Инструкции обязывал
участковые комиссии проверять
соотношения между данными, внесенными в
Протоколы №1 (по одномандатному округу) и
№2 (по федеральному округу). В частности,
предлагалось проверять следующие
контрольные соотношения: (1)
число
в строке 1 протокола № 1 УИК об итогах
голосования меньше либо равно числу в
строке 1 протокола № 2 УИК об итогах
голосования; (2)
число
в строке 11 протокола № 1 УИК об итогах
голосования равно числу в строке 11
протокола № 2 УИК об итогах
голосования; (3)
число
в строке 12 протокола № 1 УИК об итогах
голосования равно числу в строке 12
протокола № 2 УИК об итогах
голосования; (4)
число
в строке 13 протокола № 1 УИК об итогах
голосования меньше либо равно числу в
строке 13 протокола № 2 УИК об итогах
голосования; (5)
число
в строке 14 протокола № 1 УИК об итогах
голосования равно числу в строке 14
протокола № 2 УИК об итогах
голосования; (6)
число в
строке 15 протокола № 1 УИК об итогах
голосования равно числу в строке 15
протокола № 2 УИК об итогах
голосования 3.1.Ниже
мы исследуем выполнение этих соотношений,
а также возможные причины расхождения
между данными протоколов №1 и №2. С целью
сокращения текста мы будем вводить для
некоторых показателей буквенные
обозначения. Пусть
D
- разница между общим числом избирателей
по протоколу №2и №1 (то есть разность
первых строк протоколов). По условию (1)
величина D
должна быть не меньше нуля. Но это условие
не выполнено в 31 УИК. В большинстве
случаев отрицательное значение D
невелико и его можно объяснить
невнимательностью членов УИК. Лишь в УИК
№1602 Хасавюртовской ТИК Республики
Дагестан число избирателей по протоколу
№1 больше числа избирателей по протоколу
№2 на 489 человек (и этот случай должен был
бы повлечь за собой разбирательство). С
другой стороны, существует 723 УИК, у
которых число избирателей по
федеральному округу более чем на 100
превышает число избирателей по
одномандатному округу. Можно было бы
предположить, что разница образовалась
за счет избирателей, которые голосовали
по открепительному удостоверения и
получили только один бюллетень. Однако
добавление к величине D
разницы между числом проголосовавших по
открепительным удостоверениям в
протоколе №2 и №1 (обозначим результат
буквой D) не намного уменьшает это число:
существует 531 УИК, у которых величина D
более 100. Это означает, что на этих
участках в массовом порядке (то есть,
более чем в 100 случаях) наблюдалась выдача
только «федерального» бюллетеня без «одномандатного»
без предъявления открепительного
удостоверения. Такое
явление можно было бы объяснить
голосованием на этих 531-м участке
большого (более 100) «бомжей». Однако
анализ территориальной принадлежности
таких УИК не позволяет сделать такой
вывод (например, 87 из этих УИК находятся в
Москве). Другим
объяснением является то, что на «закрытых»
УИК, в которых голосование должно было
проходить в соответствии с ч. 6 ст.17 ФЗ «О
выборах депутатов Государственной Думы
Федерального Собрания Российской
Федерации» голосование проходило без
открепительных удостоверений, при этом
большинство голосующих получали только
один бюллетень - по федеральному округу.
Однако, среди указанных 531-м УИК есть
достаточно много, образованных не в
местах временного пребывания (из 81-й
московской УИК, в которых эта разница
более 100, 11 участков образованы не в
местах временного пребывания). 3.2.
В 6-ти УИК не выполнено соотношение (3) (то
есть число выданных открепительных по
федеральному и одномандатным округу
оказалось якобы разным), причем 4 таких
случая приходятся на Московскую область. В одном случае не выполнено соотношение
(2), то есть указано разное число
открепительных, полученных УИК в
протоколах №1 и №2. В 7-ми случаях не выполнено соотношение
(5), то есть погашено якобы разное число
открепительных удостоверений по
федеральному и одномандатному округам; В 9-ти случаях не выполнено соотношение
(6), то есть в ТИКах выдано якобы разное
число открепительных удостоверений по
федеральному и одномандатному округам (при
этом 7 случаев приходится на Кировскую
область). Несомненно, эти случаи объясняются
невнимательностью или недостаточной
квалификацией членов УИК и вышестоящих
комиссий. 3.3.
Контрольное соотношение (4) не выполнено в
83-х УИК. В этих УИК число бюллетеней,
выданных на основании открепительного
удостоверения, больше по одномандатному
округу, чем по федеральному округу. В
следующей таблице приведены УИК, в
которых эта разница больше чем 10.
3.4.
Инструкция предусматривает, что общее
число избирателей (строка 1 протокола) в
протоколе №1 (одномандатном) должно быть
не более, чем общее число избирателей в
протоколе №2. Это – естественное
соотношение, поскольку избиратель,
обладающий правом проголосовать на
данном участке по одномандатному округу,
имеет право проголосовать на этом
участке и по федеральному округу. Однако естественным является и тот факт,
что число бюллетеней, выданных по
федеральному округу (то есть, число
избирателей, принявших участие в выборах
по федеральному округу, то есть, сумма
строк 3,4 и 5 протокола) должно быть не
меньше, чем число бюллетеней, выданных по
одномандатному округу. Непонятно, почему
составители Инструкции не предусмотрели
этого контрольного соотношения;
отсутствие этого контрольного
соотношения в Инструкции повлекло за
собой интересные последствия. Если из числа выданных бюллетеней
вычесть число бюллетеней, выданных на
основании открепительного удостоверения,
то мы получим число избирателей,
получивших бюллетени на основании того,
что они имели право получить бюллетени
без открепительного удостоверения (это
те избиратели, которые имеют место
жительства на этом участке, либо заранее
внесены в список избирателей на
основании того, что они временно
пребывают на этом участке). Число таких
избирателей равно сумме строк 3, 4 и 5 за
вычетом строки 13 протокола. Если такие
избиратели имели право голосовать по
одномандатному округу (что, вообще говоря,
необязательно для избирателей,
голосующих по месту временного
пребывания), то они наверняка имели право
голосовать по федеральному округу. Таким
образом, сумма строк 3, 4
и 5 за вычетом строки 13 в протоколе №2
должна быть не меньше, чем в протоколе №1.
(Теоретически можно представить себе
случай, когда избиратель, получая «одномандатный»
бюллетень, отказывается взять «федеральный»
бюллетень, но такие случаи крайне редки). Поэтому величина δ, равная разности
сумм строк 3,4 и 5 за вычетом строки 13 из
протокола №2 и №1 должна быть не меньше
нуля. Однако
данные ГАС «Выборы» свидетельствуют о
том, что эта разность меньше нуля в 3501 УИК.
Если эта разность отрицательна, но
невелика, то можно предположить, что этот
факт объясняется невнимательностью
членов УИК при подсчете по списку
избирателей. Однако, она меньше, чем -10 в 417
УИК, меньше, чем -20 в 196 УИК, меньше, чем -50 в
60-ти УИК. В некоторых УИК она достигает
удивительных значений; ниже приведен
список УИК, где эта разность меньше, чем
-100.
Отрицательное
значение величины δ трудно объяснить
иначе, как незаконным голосованием по
одномандатному округу. Такое голосование
было во многих регионах, но особенно в
этом отношении отличились Башкортостан,
Дагестан и Московская область. [1]
Напомним, что поскольку мы исключили 3
УИК из рассмотрения, и поскольку данные
могут оказаться немного неполными,
последние две цифры в представленных
числах лучше считать незначащими (это
не относится к вычисленным процентам).
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Титульный лист | Что нового? | Текущий архив | Заседания МГИК | Законы о выборах | Ссылки | О нас | Часто задаваемые вопросы | Устав МОИ | Учредители МОИ | Аналитические заметки | Методика контроля | Гостевая книга | Почтовый ящик МОИ | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
This
document maintained by lahta-m@votas.ru |