Межрегиональное объединение избирателей

Титульный лист

Последние новости
ТЕКУЩИЙ АРХИВ МОИ
Законы о выборахСсылки, которые мы читаем

Rambler's Top100

Отсутствие сведений в указанной строке является информацией о личности кандидата…

(документы об отказе в регистрации Драндину И.Ю.)

 

Что называется «без комментариев». Читайте, завидуйте, вы – граждане России. Страны, где такие избиркомы и суды. Приведены 3 документа:

  • Решение суда (как обычно в таких случаях - пространное и избыточное)
  • Мнение ОИК, поданное в суд в качестве возражений на заявление Драндина (почему-то похожее на решение суда)
  • Само заявление в суд.

 _______________________________________________ _________________ 

РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
10.09.2009 г.                                                                                               г. Москва

Московский городской суд в составе:

председательствующего Магжановой Э.А.,

с участием прокурора Лазаревой Е.И.,

при секретаре Юдаевой Т.Д.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №3-373/2009 по заявлению Драндина Игоря Юрьевича о нарушении избирательных прав, отмене решения Окружной избирательной комиссии по выборам депутатов Московской городской Думы пятого созыва по одномандатному избирательному округу №8 от 5 сентября 2009 г . №8/2 и обязании Окружной избирательной комиссии по выборам депутатов Московской городской Думы пятого созыва по одномандатному избирательному округу №8 зарегистрировать Драндина И.Ю. кандидатом в депутаты Московской городской Думы пятого созыва по одномандатному избирательному округу №8,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением Московской городской Думы от 8 июля 2009 г . N 225 «О назначении выборов депутатов Московской городской Думы пятого созыва», опубликованным в газете "Тверская, 13", N 85, 11.07.2009, в соответствии со статьей 10 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" и статьей 6 Закона города Москвы от 6 июля 2005 года N 38 "Избирательный кодекс города Москвы" на 11 октября 2009 года назначены выборы депутатов Московской городской Думы пятого созыва.

Решением окружной избирательной комиссии по выборам депутатов Московской городской Думы пятого созыва по одномандатному избирательному округу №8 от 05.09.2009 г. №8/2 Драндину И.Ю. отказано в регистрации кандидатом в депутаты Московской городской Думы пятого созыва по одномандатному избирательному округу №8 на основании п.5 ч.20 ст.37 Закона города Москвы от 6 июля 2005 года N 38 "Избирательный кодекс города Москвы": недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата, либо выявление 10 и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей от общего количества подписей, отобранных для проверки (за исключением случая установленного частью 10 настоящей статьи).

Драндин И.Ю. обратился в Московский городской суд с заявлением о нарушении избирательных прав, в котором просит отменить решение Окружной избирательной комиссии по выборам депутатов Московской городской Думы пятого созыва по одномандатному избирательному округу №8 от 5 сентября 2009 г . №8/2 и обязать окружную избирательную комиссию по выборам депутатов Московской городской Думы пятого созыва по одномандатному избирательному округу №8 зарегистрировать его кандидатом в депутаты Московской городской Думы пятого созыва по одномандатному избирательному округу №8, ссылаясь на то, что представленные им подписи избирателей без законных оснований признаны недействительными, форма подписных листов кандидата Драндина И.Ю. соответствует приложению 1 Закона города Москвы от 6 июля 2005 года N 38 "Избирательный кодекс города Москвы", сведения о кандидате изложены в подписных листах в соответствии с ч.6 ст.34 Закона города Москвы от б июля 2005 года N 38 "Избирательный кодекс города Москвы», где подстрочные примечания не указаны в качестве необходимых в подписном листе данных. Кроме того, наличие в подписном листе следующих характеристик:  сведения о том, что кандидат является депутатом и осуществляет свои полномочия на непостоянной основе- при условии, что кандидат является депутатом; сведения о принадлежности к общественному объединению- при условии, что кандидат указал эти сведения в заявлении о согласии баллотироваться; сведения о судимостях- при наличии неснятой и непогашенной судимости,- обусловлено специальными условиями. В силу ч.8 ст.34 в совокупности с п. 15 ч.7 ст.37 и п.5 ч.20 ст.37 Закона города Москвы от 6 июля 2005 года N 38 "Избирательный кодекс города Москвы" наличие таких сведений в подписном листе влечет за собой отказ в регистрации кандидата.

В судебном заседании Драндин И.Ю. и его представитель по доверенности Суворов А.Д. поддержал заявленные требования.

Представители окружной избирательной комиссии по выборам депутатов Московской городской Думы пятого созыва по одномандатному избирательному округу №8 (председатель) Ересько А.В., (по доверенности) Попова О.В., Минашкина Г.В. представили письменное возражение на заявление, в котором полагают заявление Драндина И.Ю. необоснованным и противоречащим требованиям федерального закона и Закона города Москвы от б июля 2005 года N 38 "Избирательный кодекс города Москвы".

Выслушав Драндина И.Ю., его представителя Суворова А.Д., представителей окружной избирательной комиссии по выборам депутатов Московской городской Думы пятого созыва по одномандатному избирательному округу №8 Ересько А.В., Попову О.В., Минашкину Г.В., показания свидетелей Малеевой О.В., Палийчука Д.Д., исследовав материалы дела, обозрев подписные листы кандидата в депутаты Московской городской Думы пятого созыва Драндина И.Ю., выслушав заключение прокурора Лазаревой Е.И., полагавшего заявление необоснованным и не подлежащим удовлетворению, суд приходит к выводу о том, что заявление не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с п. 18 ст.38 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» избирательная комиссия в течение установленного законом срока, который не должен превышать десять дней, обязана проверить соответствие порядка выдвижения кандидата требованиям закона и принять решение о регистрации кандидата либо об отказе в регистрации. Аналогичное положение закона содержится в ч.16 ст.37 Закона города Москвы от 6 июля 2005 года №38 "Избирательный кодекс города Москвы".

Соответствующая избирательная комиссия для проведения проверки соблюдения порядка сбора подписей, оформления подписных листов, достоверности сведений об избирателях и подписей избирателей, содержащихся в этих подписных листах, может своим решением создавать рабочие группы из числа членов избирательной комиссии, работников аппарата избирательной комиссии, привлеченных специалистов (ч.4 ст.37 Закона города Москвы от 6 июля 2005 года N 38 "Избирательный кодекс города Москвы").

Из материалов дела следует, что Драндин И.Ю. представил в окружную избирательную комиссию по выборам депутатов Московской городской Думы пятого созыва по одномандатному избирательному округу №8 документы для выдвижения кандидатом в депутаты Московской городской Думы пятого созыва в порядке самовыдвижения. 26 августа 2009 года Драндиным И.Ю. представлены документы для регистрации, в том числе подписные листы, содержащие 4139 подписей избирателей.

В соответствии с решением окружной избирательной комиссии по выборам депутатов Московской городской Думы пятого созыва по одномандатному избирательному округу №8 от 30.07.2009г. № 3/4 проверке подлежат все подписи, представляемые кандидатами в депутаты Московской городской Думы по одномандатному избирательному округу №8. Решением окружной комиссии от 30.07.2009г. № 3/3 образована рабочая группа для проведения проверки соблюдения порядка сбора подписей, оформления подписных листов, достоверности сведений об избирателях и подписей избирателей, содержащихся в этих подписных листах.

Проверка подписных листов, представленных Драндиным И.Ю., проводилась рабочей группой окружной комиссии, образованной вышеуказанным решением окружной комиссии, в соответствии с требованиями частей 4, 9, 16 статьи 37 Закона города Москвы от 6 июля 2005 года N 38 "Избирательный кодекс города Москвы" в присутствии кандидата. 02.09.2009г. копия итогового протокола о результатах проверки подписных листов от 31.08.2009 г., а также копии иных материалов проверки были вручены Драндину И.Ю.

Рабочей группой окружной избирательной комиссии установлено, что подписные листы, представленные Драндиным И.Ю., в нарушение части 5 статьи 34 Закона города Москвы от 6 июля 2005 года N 38 "Избирательный кодекс города Москвы" изготовлены не по форме, установленной приложением 1 к Закону города Москвы от 6 июля 2005 года N38 "Избирательный кодекс города Москвы". В том числе, в нарушение установленной формы подписного листа в подписных листах Драндина И.Ю. отсутствуют строки "если кандидат является депутатом и осуществляет свои полномочия на непостоянной основе -сведения об этом с наименованием представительного органа", "сведения о принадлежности кандидата к политической партии, общественному объединению, если это указано в его заявлении о согласии баллотироваться", "сведения о неснятой и непогашенной судимости - при их наличии", нарушен порядок расположения реквизитов формы подписного листа.

В соответствии с итоговым протоколом о результатах проверки подписных листов, представленных Драндиным И.Ю., признаны недействительными 4139 подписей избирателей, то есть все представленные подписи. В числе прочих оснований для признания подписей недействительными все 4139 подписей избирателей признаны недействительными на основании пункта 15 части 7 статьи 37 Закона города Москвы "Избирательный кодекс города Москвы".

Согласно положениям ст. 37 и ст.38 Федерального закона от 12.06.2002 г. №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» в поддержку выдвижения кандидатов могут собираться подписи избирателей в порядке, который определяется законом. Форма подписного листа и порядок его заверения устанавливаются законом. Законом должна предусматриваться процедура проверки соблюдения порядка сбора подписей, оформления подписных листов, достоверности сведений об избирателях и подписей избирателей, собранных в поддержку кандидата.

По смыслу вышеприведенных правовых норм федеральный закон не устанавливает форму подписного листа, а определяет, что она устанавливается соответствующим законом, регламентирующим соответствующий уровень выборов. Специфика каждого вида и уровня выборов в форме подписного листа, в частности, выборов в органы местного самоуправления и органы государственной власти города Москвы- субъекта Российской Федерации отражена в законе субъекта- законе города Москвы.

Часть 5 ст.34 Закона города Москвы от 6 июля 2005 года N 38 "Избирательный кодекс города Москвы" в соответствии с вышеназванными положениями Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» устанавливает, что подписные листы изготавливаются за счет средств соответствующего избирательного фонда по форме, установленной приложениями 1, 2 и 3 к настоящему Кодексу. То есть форма подписного листа установлена законом города Москвы.

Согласно ч.6 ст.34 Закона города Москвы "Избирательный кодекс города Москвы" при сборе подписей в поддержку выдвижения кандидата в каждом подписном листе указываются следующие сведения о кандидате:

фамилия, имя, отчество; дата рождения; основное место работы или службы, занимаемая должность (в случае отсутствия основного места работы или службы - род занятий);   если   кандидат   является   депутатом   и   осуществляет   свои   полномочия   на непостоянной основе - сведения об этом с указанием наименования соответствующего представительного органа; наименование субъекта Российской Федерации, район, город, иной населенный пункт, район в городе, где находится место жительства кандидата (в случае, если место жительства находится в городе Москве, город Москва указывается один раз); в случае наличия у кандидата неснятой и непогашенной судимости - сведения о судимости кандидата; по желанию кандидата - сведения о его принадлежности к политической партии, общественному объединению, если это указано в его заявлении о согласии баллотироваться в соответствии с частью 1 статьи 32 настоящего Кодекса; если кандидат выдвинут избирательным объединением - наименование избирательного объединения, выдвинувшего кандидата; если кандидат сам выдвинул свою кандидатуру -слово "самовыдвижение"; для кандидатов в депутаты Московской городской Думы и в депутаты муниципального Собрания - номер избирательного округа, по которому кандидат выдвигается.

По мнению заявителя, форма подписного листа может быть произвольной, необходимо лишь в каждом подписном листе указать сведения о кандидате, предусмотренные ч.6 ст.34 Закона города Москвы "Избирательный кодекс города Москвы", остальные строки в форме подписного листа можно не указывать, так как они не подлежат заполнению. Данный довод суд находит необоснованным, противоречащим пункту 8 статьи 37 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", ч. 5 ст. 34 Закона города Москвы "Избирательный кодекс города Москвы». Согласно п.З ст.1 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" федеральными конституционными законами, иными федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации могут устанавливаться гарантии избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации, дополняющие гарантии, установленные настоящим Федеральным законом. Наличие вышеуказанных строк в подписном листе является информацией о кандидате, в поддержку выдвижения которого собираются подписи избирателей, а отсутствие сведений в указанной строке является информацией о личности кандидата. Кроме того, обязательность указания в случае наличия судимости кандидата в подписных листах предусмотрено п.9 ст. 37 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", поэтому наличие соответствующей строки в подписном листе является обязательным.

Действующее избирательное законодательство не содержит норм, обязывающих суд выяснять, не препятствует ли однозначному восприятию избирателями отсутствие вышеуказанных сведений, исключается ли иное толкование данных о кандидате. Выяснение степени восприятия и толкования таких сведений нарушило бы принцип равенства прав всех кандидатов перед законом.

Судом установлено, что проверка подписных листов осуществлялась окружной избирательной комиссией в соответствии с нормами Закона города Москвы "Избирательный кодекс города Москвы", все подписи избирателей, представленные Драндиным И.Ю., признаны недействительными по установленным законом основаниям в соответствии с требованиями закона. Последствием несоблюдения формы подписного листа и признания всех представленных подписей избирателей недействительными является в соответствии с частью 10 статьи 37 Закона города Москвы "Избирательный кодекс города Москвы"  отказ в регистрации кандидата.

Доводы заявителя о том, что руководителем рабочей группы Малеевой О.В. единолично принято решение о проверке подписных листов, представленных Драндиным И.Ю., на соответствие ч.5 ст.34 Закона города Москвы "Избирательный кодекс города Москвы", а итоговый протокол составлен несвоевременно, являются несостоятельными, опровергаются следующими доказательствами: порядок проведения проверки рабочей группой    соблюдения    порядка    сбора    подписей,    оформления    подписных    листов, достоверности сведений об избирателях и подписей избирателей, содержащихся в этих подписных листах, законом не урегулирован. 31.08.2009 г. папки с подписными листами, представленные Драндиным И.Ю., распределялись между всеми членами рабочей группы окружной избирательной комиссии. По окончании проверки подписных листов в тот же день 31.08.2009 г. составлен итоговый протокол. Из объяснений заявителя следует, что он покинул помещение, где проводилась проверка, не дождавшись ее окончания и составления итогового протокола, поскольку был уверен, что все подписные листы соответствуют по форме положениям ч.5 ст.34 Закона города Москвы "Избирательный кодекс города Москвы". Свидетель Малеева О.В. в судебном заседании показала, что вечером 31.08.2009 г. она составила итоговый протокол по окончании проверки подписных листов, представленных Драндиным И.Ю. Сам Драндин И.Ю. ушел, не дождавшись окончания проверки. В ходе проверки у нее возникло сомнение в соблюдении формы подписных листов, которое она обсудила с членами рабочей группы и комиссии; показаниями свидетеля Палийчука Д.Д., показавшего, что в составе рабочей группы 31.08.2009 г. проверял выделенный ему объем подписных листов, представленных Драндиным И.Ю., о чем составил ведомость проверки подписных листов по папке №2. Он считал, что подписные листы соответствуют установленной законом форме, не обсуждал данный вопрос с членами рабочей группы, а, выполнив свой объем работ, покинул помещение окружной избирательной комиссии, не дождавшись окончания проверки, поскольку спешил в институт; ведомостями проверки подписных листов и протоколом рабочей группы от 31.08.2009 г. (л.д. 87-103); обозревавшимися в судебном заседании подписными листами, представленными Драндиным И.Ю. При таких обстоятельствах проведенная рабочей группой окружной избирательной комиссии 31.08.2009 г. проверка подписных листов, представленных Драндиным И.Ю., не является порочной. В соответствии с ч.11 ст.37 Закона города Москвы "Избирательный кодекс города Москвы" копия итогового протокола с иными официальными документами вручена Драндину И.Ю. 2.09.2009 г. не позднее чем за двое суток до заседания комиссии. Заявитель имел возможность ознакомиться с протоколом и высказать свое мнение на заседании комиссии 5.09.2009 г., которое происходило с его участием (л.д.104-108).

Решение об отказе в регистрации Драндина И.Ю. кандидатом в депутаты Московской городской Думы по результатам работы рабочей группы окончательно принималось на заседании решение окружной комиссии 05.09.2009г.

Довод заявителя о том, что оспариваемым решением окружной комиссии нарушен принцип, провозглашенный в Конвенции о стандартах демократических выборов, избирательных прав и свобод в государствах- участниках содружества независимых государств, несостоятелен, поскольку при рассмотрении дела суд пришел к выводу о том, что нарушений и ограничений пассивного избирательного права заявителя не допущено. Конвенция не регулирует порядок организации и проведения выборов, предусматривает, что право гражданина избирать и быть избранным закрепляется в Конституции и (или) законах, а порядок осуществления выборов определяется законами и иными нормативными правовыми актами. Оспариваемым решением окружной комиссии принципы, закрепленные в Конвенции, не нарушены.

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о том, что решение окружной комиссии от 05.09.2009г. № 8/2 об отказе в регистрации Драндина И.Ю. кандидатом в депутаты Московской городской Думы принято в соответствии с Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", Законом города Москвы "Избирательный кодекс города Москвы", правовых основания для его отмены не имеется. Руководствуясь ст. ст. 193- 199, 261 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

В удовлетворении заявления Драндина Игоря Юрьевича о нарушении избирательных прав, отмене решения Окружной избирательной комиссии по выборам депутатов Московской городской Думы пятого созыва по одномандатному избирательному округу №8 от 5 сентября 2009 г . №8/2 и обязании Окружной избирательной комиссии по выборам депутатов Московской городской Думы пятого созыва по одномандатному избирательному округу №8 зарегистрировать Драндина И.Ю. кандидатом в депутаты Московской городской Думы пятого созыва по одномандатному избирательному округу №8 отказать.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в течение 5 дней со дня его принятия через Московский городской суд.


_____________________________________________________________

ОКРУЖНАЯ ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ КОМИССИЯ ПО ВЫБОРАМ

ДЕПУТАТОВ МОСКОВСКОЙ ГОРОДСКОЙ ДУМЫ ПЯТОГО СОЗЫВА ПО

ОДНОМАНДАТНОМУ ИЗБИРАТЕЛЬНОМУ ОКРУГУ 8

109377, г .Москва, ул. 1-я Новокузьминская, д.10, ком. 106 Тел./факс 379-82-70

Московский городской суд

107076, г . Москва, ул. Богородский вал, д. 8

Заявитель: Драндин Игорь Юрьевич

Заинтересованное лицо: Окружная избирательная комиссия по

выборам депутатов Московской городской Думы пятого созыва по одномандатному избирательному округу № 8

г. Москва, ул. 1-я Новокузьминская, д. 10

ВОЗРАЖЕНИЯ

относительно заявления о защите избирательных прав

В производстве Московского городского суда находится дело по заявлению Драндина И.Ю. об отмене решения окружной избирательной комиссии по выборам депутатов Московской городской Думы пятого созыва по одномандатному избирательному округу № 8 (далее - окружная комиссия) от 05.09.2009г. № 8/2 об отказе в регистрации кандидата, обязании окружной комиссии принять решение о регистрации кандидата. В обоснование своих требований заявитель указывает, что 05.09.2009г. окружная избирательная комиссия приняла вышеуказанное решение, основанием для отказа в регистрации является недостаточное количество "действительных" подписей. Заявитель полагает, что представленные им подписи избирателей были без достаточных на то оснований признаны недействительными.

Окружная комиссия против заявления Драндина И.Ю. возражает по следующим основаниям.

Драндин И.Ю. представил в окружную комиссию документы для выдвижения кандидатом в депутаты Московской городской Думы пятого созыва в порядке самовыдвижения. 26 августа 2009 года Драндиным И.Ю. представлены документы для регистрации, в том числе - подписные листы, содержащие 4139 подписей избирателей.

В соответствии с решением окружной комиссии от 30.07.2009г. № 3/4 проверке подлежат все подписи, представляемые кандидатами в депутаты Московской городской Думы по одномандатному избирательному округу № 8. Решением окружной комиссии от 30.07.2009г. № 3/3 образована рабочая группа для проведения проверки соблюдения порядка сбора подписей, оформления подписных листов, достоверности сведений об избирателях и подписей избирателей, содержащихся в этих подписных листах.

Проверка подписных листов, представленных Драндиным И.Ю., проводилась рабочей группой окружной комиссии, образованной вышеуказанным решением окружной комиссии, в соответствии с требованиями частей 4, 9, 16 статьи 37 Избирательного кодекса города Москвы в присутствии кандидата. По окончании проверки подписных листов 02.09.2009г. копия итогового протокола о результатах проверки подписных листов, а также копии иных материалов проверки были вручены Драндину И.Ю.

В соответствии с итоговым протоколом о результатах проверки подписных листов, представленных Драндиным И.Ю., признаны недействительными 4139 подписей избирателей, то есть все представленные подписи. В числе прочих оснований для признания подписей недействительными все 4139 подписей избирателей признаны недействительными на основании пункта 15 части 7 статьи 37 Избирательного кодекса города Москвы.

В соответствии с пунктом 15 части 7 статьи 37 Избирательного кодекса города Москвы недействительными являются все подписи в подписном листе, изготовленном с нарушением требований частей 5-8, 16 статьи 34 настоящего Кодекса.


В соответствии с пунктом 8 статьи 37 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" форма подписного листа и порядок его заверения устанавливаются законом. В соответствии с частью 5 статьи 34 Избирательного кодекса города Москвы подписные листы должны изготавливаться за счет средств соответствующего избирательного фонда по форме, установленной приложениями 1, 2 и 3 к настоящему Кодексу.

Рабочей группой окружной комиссии установлено, что подписные листы, представленные Драндиным И.Ю., в нарушение части 5 статьи 34 Избирательного кодекса города Москвы изготовлены не по форме, установленной приложением 1 к Избирательному кодексу города Москвы. В том числе, в нарушение установленной формы подписного листа в подписных листах Драндина И.Ю. отсутствуют строки "если кандидат является депутатом и осуществляет свои полномочия на непостоянной основе - сведения об этом с наименованием представительного органа", "сведения о принадлежности кандидата к политической партии, общественному объединению, если это указано в его заявлении о согласии баллотироваться", "сведения о неснятой и непогашенной судимости - при их наличии", нарушен порядок расположения реквизитов формы подписного листа.

В силу указанных норм Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации, Избирательного кодекса города Москвы установленная приложением 1 к Избирательному кодексу города Москвы форма подписного листа является обязательной.

Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", Избирательный кодекс города Москвы являются императивными нормативными актами, не допускают возможности какого-либо иного толкования кроме буквального (формального). Указанными нормативными актами не установлено правовой зависимости между таким последствием несоблюдения закона как отказ в регистрации кандидата и тем, как допущенное нарушение, являющееся основанием для отказа в регистрации кандидата, могло повлиять на волеизъявление избирателей.

Указание в заявлении на то, что некоторые строки в форме подписного листа можно не указывать, так как они не подлежат заполнению, противоречит пункту 8 статьи 37 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", части 5 статьи 34 Избирательного кодекса города Москвы.

Наличие указанных строк в подписном листе является информацией о кандидате, в поддержку выдвижения которого собираются подписи избирателей. Так, обязательность указания в случае наличия о судимости кандидата в подписных листах предусмотрено пунктом 9 статьи 37 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", поэтому наличие соответствующей строки в подписной листе является обязательным, а отсутствие сведений в указанной строке является информацией о личности кандидата. Аналогичные требования предъявляются законом и к наличию всех остальных строк в соответствии с установленной формой подписного листа.

Проверка подписных листов осуществлялась окружной комиссией в соответствии с нормами Избирательного кодекса города Москвы, все подписи избирателей, представленные Драндиным И.Ю., признаны недействительными по установленным законом основаниям в соответствии с требованиями закона. Последствием несоблюдения формы подписного листа и признания всех представленных подписей избирателей недействительными, является в соответствии с частью 10, пунктом 5 части 7 статьи 37 Избирательного кодекса города Москвы отказ в регистрации кандидата.

Решение окружной комиссии от 05.09.2009г. № 8/2 об отказе в регистрации Драндина И.Ю. кандидатом в депутаты Московской городской Думы принято в соответствии с Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", Избирательным кодексом города Москвы.

Таким образом, заявление Драндина И.Ю. об отмене решения окружной избирательной комиссии по выборам депутатов Московской городской Думы пятого созыва по одномандатному избирательному округу № 8 от 05.09.2009г. № 8/2 об отказе в регистрации кандидата, обязании окружной комиссии принять решение о регистрации кандидата не основано на законе и не подлежит удовлетворению.

Председатель окружной

комиссии

___________________________________________________

В Московский городской суд

Москва, Богородский вал, 8

 

Заявитель:

 Драндин Игорь Юрьевич,

Адрес: ....

Телефон .......

 

Заинтересованное лицо:

Окружная избирательная комиссия по выборам депутатов

Московской городской Думы пятого созыва

по одномандатному избирательному округу №8

Адрес: г.Москва, ул. 1-я Новокузьминская, д.10, комн. 106

 

 

ЗАЯВЛЕНИЕ

о нарушении избирательных прав

(в порядке главы 26 ГПК РФ)

 

5 сентября 2009 года Окружная избирательная комиссия по выборам депутатов Московской городской Думы пятого созыва по одномандатному избирательному округу №8 (далее - ОИК) приняла решение №8/2 об отказе в регистрации кандидата в депутаты Московской городской Думы пятого созыва Драндина И.Ю. (копия прилагается). Данное решение не основано на законе, нарушает мои избирательные и конституционные права и подлежит отмене в судебном порядке.

 

Основанием для отказа в регистрации, как утверждается в решении, является недостаточное количество действительных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата, либо выявление 10 и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей, от общего количества подписей, отобранных для проверки. При этом в решении указано, что ОИК признала недействительными 100% от числа подписей, отобранных для проверки, то есть все представленные кандидатом подписи в количестве 4139.

Из протокола Рабочей группы об итогах проверки подписных листов, содержащих подписи избирателей в поддержку выдвижения кандидата в депутаты Московской городской Думы пятого созыва по одномандатному избирательному округу №8 (копия прилагается), подписанного Руководителем рабочей группы О.В.Малеевой усматривается, что все подписи признаны недействительными на основании п.15 ч.7 ст.37 Избирательного кодекса (имеется в виду Закон города Москвы «Избирательный кодекс города Москвы»), кроме того, некоторые из этих подписей, общим количеством 144 (или 3,5% от количества отобранных для проверки) признаны недействительными по другим основаниям.

П.15 ч.7 ст.37 Избирательного кодекса, устанавливает, что подпись признается недействительной, если она находится на подписном листе, изготовленном с нарушением требований частей 5-8, 16 статьи 34 Избирательного Кодекса. Ни в решении комиссии, ни в протоколе Рабочей группы, ни в Ведомости проверки подписных листов не указано, какому конкретно из пунктов статьи 34 не удовлетворяют подписные листы кандидата Драндина И.Ю. Не удалось этого узнать ни у председателя ОИК Ересько А.В., ни у руководителя рабочей группы Малеевой О.М., ни у коллегиального состава ОИК во время рассмотрения вопроса об отказе в регистрации.

Однако ВСЕ подписные листы изготовлены С СОБЛЮДЕНИЕМ ВСЕХ требований  частей 5-8, 16 статьи 34 Избирательного Кодекса (образец бланка подписного листа кандидата Драндина И.Ю. прилагается). Наиболее вероятной претензией, которую Окружная избирательная комиссия может предъявить в суде может быть нарушение требований ч.5 ст.34 Избирательного кодекса, которая формулируется следующим образом:

«Подписные листы должны изготавливаться за счет средств соответствующего избирательного фонда по форме, установленной приложениями 1, 2 и 3 к настоящему Кодексу».

Более того, можно предположить, что ОИК произвольно и неправильно трактуя эту норму, полагает, что нарушение состоит в том, что подписные листы кандидата Драндина И.Ю. не содержат в заголовке листа подстрочных пояснительных надписей, либо линий, содержащихся в Приложении 1 к Избирательному кодексу (хотя, конечно, можно предположить и другие столь же абсурдные претензии).

Таким образом, ОИК, вероятно, считает, что в понятие «формы подписного листа» входят такие подстрочные надписи как

(наименование представительного органа)

(наименование представительного органа)

(фамилия, имя, отчество)                                   (число, месяц, год)

(должность и место работы или род занятий)

(если кандидат является депутатом и осуществляет свои полномочия на непостоянной основе - сведения об этом с наименованием представительного органа)

(наименование избирательного объединения, выдвинувшего кандидата, или слово "самовыдвижение")

(сведения о принадлежности кандидата к политической партии, общественному объединению, если это указано в его заявлении о согласии баллотироваться)

(сведения о неснятой и непогашенной судимости - при их наличии)

и, вероятно линии, под которыми размещены эти надписи.

 

Такая трактовка ч.5 ст.34 не только не соответствует закону, но и противоречит здравому смыслу.

Институт сбора подписей в поддержку выдвижения кандидата предусмотрен с целью предварительно выявить наличие минимальной поддержки кандидата у избирателей, чтобы не расходовать лишние средства бюджета на организацию выборов:

«В процессе сбора подписей может выявиться фактическая поддержка в обществе выдвинутым кандидатам, спискам кандидатов, инициативе проведения референдума или, напротив, может не найтись поддержки случайным, не имеющим авторитета кандидатам или неактуальным вопросам референдума. В постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 17 ноября 1998 г . № 26-П указывается, что «устанавливая порядок выдвижения и регистрации кандидатов в депутаты, законодатель вправе в интересах избирателей предусмотреть специальные предварительные условия, позволяющие исключить из избирательного процесса тех его участников, которые не имеют достаточной поддержки избирателей» (цитируется по книге «Научно-практический комментарий к Федеральному закону «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»).

Соответственно, к подписному листу предъявляются требования, реализующие цели института сбора подписей, в частности, требования о том, какие характеристики кандидата должен содержать подписной лист для того, чтобы избиратель, ознакомившись с ним, мог принять осознанное решение о поддержке или неподдержке выдвижения данного кандидата. Эти характеристики указаны в ч.6 ст.34 и они в полной мере присутствуют в подписных листах кандидата Драндина И.Ю.

Следует отметить, что наличие некоторых из указанных характеристик в подписном листе обусловлено специальными условиями, а именно:

·        сведения о том, что кандидат является депутатом и осуществляет свои полномочия на непостоянной основе – при условии, что кандидат является депутатом;

·        сведения о принадлежности к общественному объединению – при условии, что кандидат указал эти сведения в заявлении о согласии баллотироваться;

·        сведения о судимостях – при наличии неснятой и непогашенной судимости.

При невыполнении указанных условий данные сведения в подписном листе присутствовать не должны, более того, в силу ч.8 ст.34 в совокупности с п.15 ч.7 ст.37 и п.5.ч.20 ст.37 наличие таких сведений в подписном листе влечет за собой отказ в регистрации кандидата.

Подстрочные примечания не указаны в качестве необходимых в подписном листе данных, которые определяются ч.6 ст.34 Избирательного кодекса. Также не указаны в качестве необходимых пустые графы.

К изготовлению подписных листов предъявляются требования, установленные ч.5 ст.34, которые также были в полном объеме выполнены кандидатом Драндиным И.Ю. Оплата изготовления подписных листов из избирательного фонда ОИК под сомнение не ставится.

Форма подписных листов кандидата Драндина И.Ю. соответствует Приложению 1 Избирательного кодекса в пределах разумной трактовки неопределенного  российским законодательством термина «форма подписного листа». Подстрочные подписи в Приложениях 1, 2, 3, также как и слова «к закону города Москвы от 6 июля 2005 года №38», линии в заголовке, количество строк в подписном листе, окончания слов, связанных с согласованием прилагательных и многие другие реквизиты, которые можно отнести к  русскому слову «форма», очевидно, в ч.5 ст.34 Избирательного кодекса не подразумеваются. В пределах подобных неразумных трактовок ч.5 ст.34 Избирательного кодекса любой подписной лист, в том числе и зарегистрированных кандидатов и избирательных объединений, может быть признан «не соответствующим форме Приложений 1, 2, 3».

Более того, понятие «форма подписного листа» не раскрывается ни в каких подзаконных актах и пояснительных документах  избирательных комиссий. У ОИК не было претензий к форме подписного листа, изготовленного кандидатом Драндиным И.Ю. перед началом сбора подписей, также ОИК не предоставила этому кандидату изготовленные подписные листы, несмотря на то, что ч.5 ст.34 Избирательного кодекса не устанавливает субъекта изготовления подписных листов.

Более того, Московская городская избирательная комиссия в ответ на конкретные вопросы относительно формы подписного листа, в частности относительно подстрочных подписей, заданные в запросе члена Московской городской избирательной комиссии Бузиным А.Ю. от 16 июля 2009 года не дала определения понятия «формы подписного листа» (копии запроса и ответа прилагаются).

Совершенно естественно, что никогда ранее подобных претензий к подписным листам избирательные комиссии не предъявляли, подписные листы большинства зарегистрированных кандидатов на ранее проходивших выборах по большей части не содержали ни подстрочных примечаний, ни пустых граф в заголовке листа. Такие претензии не предъявлены также и к зарегистрированным кандидатам на выборах депутатов Московской городской Думы пятого созыва, в том числе и к зарегистрированному ОИК кандидату Клюеву А.Е.

         Указанная трактовка ч.5 ст.34 вступает в противоречие с другими нормами Избирательного Кодекса, а также Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее – Закон о гарантиях) и Конституции РФ. Действительно:

1)    Она нарушает принцип равноправия кандидатов (ст. 39 Закона о гарантиях);

2)    Она нарушает право граждан быть избирать и быть избранными (ч. 2 ст.32 Конституции РФ);

3)    Она нарушает принцип свободных выборов, установленный ч.3 ст.3 Конституции и определенной ч.3 ст.3 ФЗГ, а также пунктом 7 части I Документа Копенгагенского совещания Конференции по человеческому измерению СБСЕ, статьями 8-10 Конвенции о стандартах демократических выборов, избирательных прав и свобод в государствах – участниках содружества независимых государств, ратифицированных Россией, поскольку игнорирует мнение, по крайней мере тех избирателей, которые поставили свои подписи в поддержку выдвижения Драндина И.Ю.

 

В том случае, если возникают сомнения по поводу трактовки той или иной нормы закона, как известно, следует обратиться к смыслу конкретной нормы и к смыслу регламентируемого института, и к смыслу закона в целом. Цель этого института, как указано выше,  заключается в том, чтобы определить, пользуется ли кандидат минимальной поддержкой у избирателей. Для этого избиратель должен получить информацию о кандидате, которая предусмотрена законом: фамилию, год рождения, место жительства, и т.д. Абсолютно всю эту информацию избиратель получил. ИЗБИРАТЕЛЯ СОВЕРШЕННО НЕ ИНТЕРЕСУЕТ ТО, ЧТО НАПИСАНО В ПОДСТРОЧНИКЕ. Отсутствие этого подстрочника НИКАК НЕ ВЛИЯЕТ НА ВОЛЕИЗЪЯВЛЕНИЕ ИЗБИРАТЕЛЯ и не дает избирателю дополнительной информации.

С другой стороны, это означает, что более 4 тысяч избирателей получили предусмотренную законом информацию о кандидате Драндине И.Ю. и ПОДДЕРРЖАЛИ ЕГО ВЫДВИЖЕНИЕ. Игнорирование их воли является массовым грубым нарушением их конституционного права избирать.

Рассматривая подобные дела, Верховный суд РФ давал аналогичную оценку отсутствию или присутствию некоторых деталей в подписном листе. Так, рассматривая вопрос об отсутствии в подписном листе кандидата заголовка с названием выборов и датой их проведения, предусмотренных законом, Судебная коллегия ВС в своем определении от 16 ноября 2007 года № 67-Г03-21 указывает:

«Судебная коллегия не считает убедительными доводы кассационной жа­лобы о том, что отмеченное в качестве несоответствия закону формы подпис­ных листов влекут неправильное восприятие текста и как следствие, непра­вильное формулирование волеизъявления избирателей в части поддержки Бу­жинаева С.П. при выдвижении кандидатом в депутаты Народного Хурала Рес­публики Бурятия».

Обжалуемым решением ОИК были нарушены мое конституционное право быть избранным, также как конституционные права избирателей, поставивших подписи в поддержку моего выдвижения.

 

В связи с изложенным, в соответствии со ст. 75 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", ст. 261  ГПК РФ,

ПРОШУ СУД:

1)                      Отменить решение  Окружной избирательной комиссии по выборам депутатов Московской городской Думы пятого созыва по одномандатному избирательному округу №8 от 5 сентября 2009 года №8/2.

2)                      Обязать   Окружную избирательную комиссию по выборам депутатов Московской городской Думы пятого созыва по одномандатному избирательному округу №8 зарегистрировать Драндина И.Ю. кандидатом в депутаты Московской городской Думы пятого созыва по одномандатному избирательному округу №8 на основании имеющихся документов.

 

 

 

Дата                                                                                                                        Подпись

 

Титульный лист | Что нового? | Текущий архив | Заседания МГИК | Законы о выборах | Ссылки | О нас | Часто задаваемые вопросы | Устав МОИ | Учредители МОИ | Аналитические заметки | Методика контроля | Гостевая книга | Почтовый ящик МОИ

This document maintained by lahta-m@votas.ru
Material Copyright © 2001
Вячеслав Румянцев